Обобщение
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере средств
массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания и
радиовещания за 2017 год
В 2017 году проведено 251 мероприятие по контролю (надзору)
за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, при проведении
которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление
государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми)
лицами.
Всего в 2017 году выявлено 162 нарушения в 132 мероприятиях из
общего количества проведённых мероприятий по контролю.
По итогам проведения Управлением
мероприятий контроля соблюдения обязательных требований в отношении средств
массовой информации (далее – СМИ) наиболее часто выявляемым нарушением стал
невыход СМИ в свет более года – 98 нарушений, что составило 60,5% от общего
числа выявленных нарушений.
В результате проведённых мероприятий
было направлено в суд 68 административных исковых заявлений о признании
недействительными свидетельств о регистрации СМИ. В отношении остальных СМИ в
Управление поступили уведомления от учредителей о добровольном прекращении
деятельности средств массовой информации.
В целях недопущения таких нарушений
учредителям средств массовой информации требуется своевременно в течение месяца
со дня принятия решения о прекращении деятельности СМИ уведомить об этом
регистрирующий орган для внесения изменений в запись о регистрации СМИ.
Также выявлялись нарушения:
1. Непредставление устава редакции или
договора в регистрирующий орган (5 нарушений) и представление в регистрирующий
орган сведений в уставе редакции, представление которых предусмотрено ст. 20
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в
неполном объёме или искажённом виде (20 нарушений), что вместе составило 15,5% от общего числа выявленных нарушений. Как
правило, указанные нарушения были выявлены у не выходящих в свет изданий или
теле/радиоканалов.
2. Нарушение установленного порядка
распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей
информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию – 10 нарушений, что
составило 6% от общего числа выявленных нарушений.
3. Нарушение порядка объявления выходных
данных – 7 нарушений, что составило 4% от общего числа выявленных нарушений.
4. Непредставление обязательного
экземпляра – 4 нарушения, что составило 2,5% от общего числа выявленных
нарушений.
В течение года выявлялись и другие
единичные нарушения. Из них необходимо обратить внимание на выявление 2 случаев
злоупотребления свободой массовой информации посредством использования средств
массовой информации: 1 – для распространения материалов, содержащих нецензурную
брань, 1 – посредством распространения информации об общественном объединении
или иной организации, включённых в опубликованный перечень общественных и
религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято
вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по
основаниям предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ, без
указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная
организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
В 2017 году проведено 6 проверок юридических лиц во
взаимодействии с
проверяемыми (контролируемыми) лицами и 67
мероприятий контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных
требований в области телевизионного вещания и радиовещания, при проведении
которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление
государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми)
лицами.
Всего за этот период выявлено 70 нарушений в 34 мероприятиях из
общего количества проведённых мероприятий по контролю.
По итогам проведения Управлением
мероприятий контроля соблюдения лицензионных и обязательных требований в
отношении вещателей наиболее часто выявляемым нарушением стали:
1. Несоблюдение объёмов вещания – 23
нарушений, что составило 33% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
2. Несоблюдение программной
направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции
вещания – 13 нарушений, что составило 18,6% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений Роскомнадзором
выработан единый подход к проверке соблюдения вещателями требований об объёме
вещания средства массовой информации, указанного в лицензии на осуществление
вещания, разработана методика подсчёта объёма вещания телеканалов
(радиоканалов), размещенная на сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/
в разделе «Рекомендации».
Также выявлялись нарушения:
1. Невыполнение в установленный срок
законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль), об устранении выявленного нарушения – 9
нарушений, что составило 12,9% от общего числа выявленных нарушений в этой
сфере.
2. Нарушение установленного порядка
распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей
информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию – 6 нарушений, что
составило 8,6% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
3. Нарушение периодичности и времени
вещания развитию – 6 нарушений, что составило 8,6% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
4. Нарушение требований о предоставлении
обязательного экземпляра документов – 5 нарушений, что составило 7% от общего
числа выявленных нарушений в этой сфере.
5. Нарушение порядка объявления выходных
данных – 3 нарушения, что составило 4% от общего числа выявленных нарушений в
этой сфере.
Также выявлялись и другие единичные
нарушения.
По фактам всех выявленных в 2017 году
нарушений составлено 99 протоколов об административных правонарушениях в
отношении главных редакторов средств массовой информации, юридических и
должностных лиц вещательных организаций.
Общая сумма наложенных Управлением штрафов
в 2017 году составила 330 тысяч рублей, наложенных судами – 307 тысяч рублей, юридическим
и должностным лицам вынесено судами 37 предупреждений, Управлением – 4 предупреждения.
Сотрудниками Управления на постоянной
основе проводилась разъяснительная работа относительно процедур контроля:
представление и разъяснение подконтрольным субъектам до начала проведения
мероприятий информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий,
включая права и обязанности подконтрольных субъектов, права и обязанности
контрольно-надзорного органа, сроки проведения мероприятий.
На регулярной основе проводились семинары,
тематические конференции по актуальным вопросам соблюдения обязательных
требований в сфере массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания, информация
о дате и тематике проводимых мероприятий размещалась в новостной ленте сайта
Управления. Также осуществлялось индивидуальное информирование представителей
подконтрольных субъектов о важности и необходимости соблюдения обязательных
требований.