Обобщение результатов проведенных
контрольно-надзорных мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания в 2 квартале 2019 года.
1.
Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее
часто встречающиеся нарушения обязательных требований. Рекомендации в отношении
мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких
нарушений
Во 2 квартале 2019 года проведено 69 мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ
о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется
взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля
(надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.
Всего за рассматриваемый период выявлено 47 нарушений в 36 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по
контролю.
По итогам проведения Управлением мероприятий контроля
соблюдения обязательных требований в отношении средств массовой информации
(далее – СМИ) наиболее часто выявляемым
нарушением стали:
1.
Нарушение
ст. 20 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от
27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ) - выявлено 21 нарушение:
-
один факт непредставления устава
редакции в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в
свет (в эфир) СМИ.
-
один факт нарушения порядка
утверждения и изменения устава редакции.
- девятнадцать фактов
представления в государственный орган (должностному лицу) сведений
(информации), представление которых предусмотрено законом, в неполном объеме
или искаженном виде). В уставах редакций отсутствовали основания и порядок
прекращения и приостановления деятельности СМИ, не определен порядок назначения
редакционной коллегии, юридические последствия ликвидации или реорганизации
редакции, изменения ее организационно-правовой формы.
Данный вид нарушений составляет 45% от общего числа выявленных
нарушений.
В целях недопущения подобных
нарушений и исполнения требований статьи 20 Закона о СМИ требуется включать в
устав редакции все определённые статьёй положения, а также направлять копию
устава редакции в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ.
2.
Нарушение
ст. 15 Закона о СМИ - невыход средства массовой информации в свет более одного
года - 11 нарушений, что составляет 24% от общего числа выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений и исполнения
требований статьи 11 Закона о СМИ учредителям средств массовой информации
требуется своевременно в течение месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности
СМИ уведомить об этом регистрирующий орган.
3.
Нарушение
требований о предоставлении обязательного экземпляра документов – 8 нарушений, что составило 18% от общего числа выявленных
нарушений.
В целях
недопущения подобных
нарушений необходимо доставлять обязательный бесплатный
экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра
документов в день выхода в свет первой партии тиража, а также обязательные
экземпляры в электронной форме в ФГУП «Информационное телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС)».
4.
Нарушение
ст. 11 Закона о СМИ,
выразившееся в неуведомлении об изменении места нахождения учредителя и (или)
редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой
информации, принятии решения о приостановлении деятельности средства массовой
информации. Выявлено 3 нарушения,
что составило 6% от общего числа
выявленных нарушений.
В целях
недопущения нарушения необходимо
уведомлять регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
- изменении местонахождения (адреса)
редакции;
- смене доменного имени сайта в информационной
– телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания;
- изменении
периодичности выпуска СМИ;
-
изменении
максимального объема СМИ.
Уведомление
осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты)
произошедших изменений.
5.
Нарушение
ст. 27 Закона о СМИ – 2
нарушения, что составило 4 % от общего количества выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо организовать надлежащий
контроль по включению в выходные данные СМИ всех сведений, предусмотренных ст.
27 Закона о СМИ, для
соответствующей формы периодического распространения массовой информации.
Также выявлялись единичные нарушения:
1.
Одно
нарушение ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ - злоупотребление свободой массовой
информации посредством использования средств массовой информации для
распространения материалов, содержащих нецензурную брань. Данный вид нарушений
составляет 2% от общего числа
выявленных нарушений.
В целях
предупреждения подобных нарушений необходимо
при публикации ссылок на другие информационные ресурсы, в том числе гиперссылок
на видеоролики, доступные для просмотра, проверять распространяемую информацию
на соответствие требованиям ст. 4 Закона о СМИ. В случае выявления
несоответствия редакции необходимо принимать меры для устранения
нарушения.
2.
Одно
нарушение гл. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», выразившееся в нарушении
установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой
информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или)
развитию. Данный вид нарушений составляет 2%
от общего числа выявленных нарушений.
В
целях предупреждения подобных нарушений необходимо соблюдать установленного
порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации,
содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.
Во 2 квартале 2019 года проведена 1 проверка юридического лица во
взаимодействии с проверяемым (контролируемым) лицом и 21 мероприятие контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных и
обязательных требований в области телевизионного вещания и радиовещания,
при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на
осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми
(контролируемыми) лицами.
Всего за этот период выявлено 16 нарушений в 11
мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.
По итогам проведения Управлением
мероприятий контроля соблюдения лицензионных и обязательных требований в
отношении вещателей наиболее часто выявляемым нарушением стали:
1. Нарушение порядка объявления
выходных данных – 3 нарушения, что
составило 18,75% от общего числа
выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных
нарушений в соответствии со ст. 27
Закона о СМИ вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением
(не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия)
телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы
должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или
радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями
Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала
(телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший
его орган и регистрационный номер государственной регистрации.
2. Нарушение требований о
предоставлении обязательного экземпляра документов – 3 нарушения, что составило 18,75%
от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от
29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Во Всероссийскую государственную телевизионную и
радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать материалы
организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных
организаций, в том числе материалы, созданные по их заказу, производство
которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их
выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи (в том числе
вышедшие в прямом эфире):
- собственного производства;
- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
- материалы, авторские права на которые переданы
редакции (вещателю) правообладателями.
Обязанность передавать на хранение экземпляры
продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции
и телерадиовещательные организации вне зависимости от принадлежности к
государственному или частному сектору.
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в
эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо
материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную
ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).
3. Нарушение периодичности и времени
вещания – 2 нарушения, что составило
12,5% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных
нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части
периодичности и времени вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии
на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
4. Несоблюдение объёмов вещания – 2 нарушения, что составило 12,5% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в
неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на
осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся
в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю
лицензирующим органом – Роскомнадзором.
Роскомнадзором выработан единый подход к проверке
соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой
информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана
методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на
сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/
в разделе «Рекомендации».
5. Несоблюдение программной
направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции
вещания – 2 нарушения, что составило
12,5% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных
нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части
направлений вещания (учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их
процентного соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания.
Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление
вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
6. Неосуществление вещания более 3
месяцев – 2 нарушения, что составило
12,5% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных
нарушений вещателю необходимо не приостанавливать вещание более чем на 3
месяца.
7. Невыполнение в установленный срок
законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль), об устранении выявленного нарушения – 2 нарушения, что составило 12,5% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных
нарушений вещателю необходимо исполнить требования Предписания об устранении выявленных
нарушений, выданного вещателю
Роскомнадзором, с учётом
указанного в предписании срока устранения нарушения.
2. Привлечение к административной ответственности
В 2 квартале 2019 года составлено 62 протокола
об административных правонарушениях в отношении главных редакторов средств
массовой информации, юридических и должностных лиц вещательных организаций,
выявленных в результате проведения мероприятий контроля и при непосредственном
обнаружении.
В том числе по статьям КоАП РФ:
Ст. 13.21 (ч.2.1) КоАП РФ – 2 протокола;
Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 10 протоколов;
Ст. 13.22 КоАП РФ – 11 протоколов;
Ст. 13.23 КоАП РФ – 23 протокола;
Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 12 протоколов;
Ст. 19.5 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола.
Общая сумма наложенных штрафов 145000
рублей: из них судами наложено 12 штрафов на сумму 145000, Управлением 0
штрафов на сумму 0 рублей.
Юридическим и должностным лицам
вынесено судами 12 предупреждений, объявлено 2 устных замечания. Управлением
вынесено 9 предупреждений.