Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания за 3 квартал 2019 года.

1. Статистика количества проведенных контрольно- надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований. Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

За 3 квартал 2019 года проведено 56 мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.

 

Всего за рассматриваемый период выявлено 42 нарушения в 25 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.

Также в результате непосредственного обнаружения было выявлено 5 нарушений.

 

По итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения обязательных требований в отношении средств массовой информации (далее – СМИ)  наиболее часто выявляемым нарушением стали:

 

1.                Нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 9 нарушений требований о предоставлении обязательного экземпляра документов, что составило 19,1% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо доставлять обязательный бесплатный экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода в свет первой партии тиража в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», а также обязательные экземпляры в электронной форме в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Российскую государственную библиотеку.

 

2.                Нарушение ст. 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ) - невыход средства массовой информации в свет более одного года – 7 нарушений, что составляет 14,9% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 11 Закона о СМИ учредителям средств массовой информации требуется своевременно в течение месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности СМИ уведомить об этом регистрирующий орган.

 

3.                Нарушение требований ст. 20 Закона о СМИ – выявлено 9 нарушений:

1 факт непредоставления устава редакции в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) СМИ;

3 факта нарушения порядка утверждения и изменения устава редакции или заменяющего его договора и отсутствия в уставе редакции или заменяющем его договоре определения основных прав и обязанностей журналистов;

– 5 фактов представления в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, в неполном объеме или искаженном виде). В уставах редакций отсутствовали основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, юридические последствия ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы.

Данный вид нарушений составляет 19,1% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 20 Закона о СМИ требуется включать в устав редакции все определённые статьёй положения, а также направлять копию устава редакции в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ. На титульном листе устава редакции СМИ должна стоять отметка о том, что устав принят на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, а также отметка об утверждении учредителя.

 

4.                Нарушение требований ст. 11 Закона о СМИ – неуведомление или не своевременное уведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации – 14 нарушений, выразившихся в неуведомлении об изменении периодичности выпуска СМИ, что составило 29,8 % от общего количества выявленных нарушений.

В целях недопущения нарушения необходимо уведомлять регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

изменении местонахождения (адреса) учредителя и (или) редакции;

– смене доменного имени сайта в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания;

– изменении периодичности выпуска СМИ;

– изменении максимального объема СМИ.

Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.

 

5.                Нарушение требований главы 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – 3 нарушения установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, что составляет 6,4% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» редакциям средств массовой информации необходимо указывать знак информационной продукции.

 

6.                Нарушение требований ст. 27 Закона о СМИ – 2 нарушения порядка объявления выходных данных в выпуске средства массовой информации, что составило 4,3 % от общего количества выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо организовать надлежащий контроль по включению в выходные данные СМИ всех сведений, предусмотренных ст. 27 Закона о СМИ, для соответствующей формы периодического распространения массовой информации.

 

7.                Нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нарушение законодательства о выборах в части порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в т.ч. в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в т.ч. в сети Интернет 3 нарушения, что составило 6,4 % от общего количества выявленных нарушений.

 Реализация и защита избирательных прав граждан РФ относится к компетенции избирательных комиссий, организующих проведение выборов соответствующего уровня.

За 3 квартал 2019 года проведены 1 проверка юридического лица во взаимодействии с проверяемым (контролируемым) лицом и 20 мероприятий контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области телевизионного вещания и радиовещания, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.

Всего за этот период выявлено 20 нарушений в 13 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.

Также в результате непосредственного обнаружения было выявлено 2 нарушения.

По итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения лицензионных и обязательных требований в отношении вещателей наиболее часто выявляемым нарушением стали:

 

1. Нарушение требований ст. 27 Закона о СМИ – нарушение порядка объявления выходных данных – 3 нарушения, что составило 13,6% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений  в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала (телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший его орган и регистрационный номер государственной регистрации.

 

2. Несоблюдение лицензионных требований об объёме вещания – 3 нарушения, что составило 13,6% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

Роскомнадзором выработан единый подход к проверке соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/ в разделе «Рекомендации».

 

3. Нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 3 нарушения требований о предоставлении обязательного экземпляра документов, что составило 13,6% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

Во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.

Передаче подлежат программы и передачи (в том числе вышедшие в прямом эфире):

– собственного производства;

– материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);

– материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.

Обязанность передавать на хранение экземпляры продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.

Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно.

Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).

 

4. Несоблюдение лицензионных требований о программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции вещания – 1 нарушение, что составило 4,6% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части направлений вещания (учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их процентного соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания. Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

5. Нарушение лицензионных требований о периодичности и времени вещания – 1 нарушение, что составило 4,6% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части периодичности и времени вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

6. Нарушение требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» –- нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитиюустановленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию – 4 нарушения, что составило 18,2% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и приказов Минкомсвязи России от 17.08.2012 № 202 и от 27.09.2012 № 230.

 

7. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении выявленного нарушения - 3 нарушения, что составило 13,6% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо исполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленные в предписании сроки.

 

8. Неосуществление вещания более 3 месяцев - 2 нарушения, что составило 9,1% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо выходить в эфир в соответствии с требованиями лицензии и не приостанавливать вещание на период более 3 месяцев.

 

9. Нарушение лицензионных требований о территории распространения телеканала и радиоканала – 2 нарушения, что составило 9,1% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части территории вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

2. Привлечение к административной ответственности

 За 3 квартал 2019 года составлено 42 протокола об административных правонарушениях в отношении главных редакторов средств массовой информации, юридических и должностных лиц вещательных организаций, выявленных в результате проведения мероприятий контроля и при непосредственном обнаружении.

В том числе по статьям КоАП РФ:

 

Ст. 13.21 (ч.2.1) КоАП РФ – 1 протокол;

Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 6 протоколов;

Ст. 13.22 КоАП РФ – 6 протоколов;

Ст. 13.23 КоАП РФ – 16 протоколов;

Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 4 протокола;

Ст. 19.5 (ч.1) КоАП РФ – 6 протоколов;

Ст. 5.5 (ч.1) КоАП РФ – 3 протокола.

Общая сумма наложенных штрафов 113 000 рублей: из них судами наложено 13 штрафов на сумму 113 000, Управлением 0 штрафов на сумму 0 рублей.

Юридическим и должностным лицам вынесено судами 3 предупреждения. Управлением вынесено 8 предупреждений.