Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания за 4 квартал 2019 года (нарастающим итогом)
1.
Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее
часто встречающиеся нарушения обязательных требований. Рекомендации в отношении
мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких
нарушений
В 4 квартале 2019 года (нарастающим
итогом) проведено 230 мероприятий по
контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой
информации, при проведении которых не требуется взаимодействие
уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с
проверяемыми (контролируемыми) лицами.
Всего за рассматриваемый период
выявлено 148 нарушений в 107 мероприятиях из общего количества
проведённых мероприятий по контролю.
Также в результате непосредственного обнаружения было
выявлено 46 нарушений.
По итогам проведения Управлением мероприятий контроля
соблюдения обязательных требований в отношении средств массовой информации (далее
– СМИ) наиболее часто выявляемым
нарушением стали:
1.
Нарушение
требований ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об
обязательном экземпляре документов» – 50
нарушений требований о предоставлении обязательного экземпляра документов, что
составило 25,8% от общего числа
выявленных нарушений.
В целях
недопущения подобных нарушений необходимо доставлять обязательный бесплатный
экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра
документов в день выхода в свет первой партии тиража в ФГУП «Информационное
телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», а также обязательные экземпляры в
электронной форме в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС)» и Российскую государственную библиотеку. По одному обязательному
федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой
партии тиража необходимо доставлять в Федеральное агентство по печати и
массовым коммуникациям.
2.
Нарушение
ст. 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от
27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ) - невыход средства массовой
информации в свет более одного года – 41
нарушение, что составляет 21,2% от общего числа выявленных
нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений и исполнения
требований статьи 11 Закона о СМИ учредителям средств массовой информации
требуется своевременно в течение месяца со дня принятия решения о прекращении
деятельности СМИ уведомить об этом регистрирующий орган.
3.
Нарушение
требований ст. 20 Закона о СМИ – выявлено 32
нарушения:
– 3
факта непредоставления устава редакции в
регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в
эфир) СМИ;
– 4
факта нарушения порядка утверждения и изменения устава редакции или заменяющего
его договора и отсутствия в уставе редакции или заменяющем его договоре
определения основных прав и обязанностей журналистов;
– 25 фактов представления в государственный
орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых
предусмотрено законом, в неполном объеме или искаженном виде). В уставах
редакций отсутствовали основания и порядок прекращения и приостановления
деятельности СМИ, юридические последствия ликвидации или реорганизации
редакции, изменения ее организационно-правовой формы.
Данный вид нарушений составляет 16,5% от общего числа выявленных
нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений и исполнения
требований статьи 20 Закона о СМИ требуется включать в устав редакции все
определённые статьёй положения, а также направлять копию устава редакции в
регистрирующий орган не позднее трех
месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ. На титульном
листе устава редакции СМИ должна стоять отметка о том, что устав принят на
общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, а также
отметка об утверждении учредителя.
4.
Нарушение
требований
главы 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» – 18
нарушений установленного порядка распространения среди детей продукции
средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их
здоровью и (или) развитию, что
составляет 9,4 % от общего числа
выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных
нарушений и исполнения требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
редакциям средств массовой информации необходимо указывать знак информационной
продукции.
5.
Нарушение требований ст. 11 Закона о СМИ – неуведомление
или не своевременное уведомление об изменении места нахождения учредителя и
(или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой
информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении
деятельности средства массовой информации – 15 нарушений,
выразившихся в неуведомлении об изменении периодичности
выпуска СМИ, что составило 7,7%
от общего количества выявленных нарушений.
В целях
недопущения нарушения необходимо
уведомлять регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
– изменении местонахождения
(адреса) учредителя и (или) редакции;
– смене
доменного имени сайта в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет»
для сетевого издания;
– изменении периодичности выпуска СМИ;
– изменении максимального объема СМИ.
Уведомление осуществляется
в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших
изменений.
6.
Нарушение
требований ст. 11, 20 Закона о СМИ,
выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении сведений
(информации), представление которых предусмотрено законом – 15
нарушений, что составило 7,7%
от общего числа выявленных нарушений.
В целях
недопущения подобных нарушений необходимо предоставлять сведения,
предусмотренные Законом, своевременно.
7.
Нарушение
требований ст. 27 Закона о СМИ – 12
нарушений порядка объявления выходных данных в выпуске средства массовой
информации, что составило 6,2% от общего количества выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо организовать надлежащий
контроль по включению в выходные данные СМИ всех сведений, предусмотренных ст.
27 Закона о СМИ, для
соответствующей формы периодического распространения массовой информации.
Выходные данные СМИ должны соответствовать регистрационным сведениям.
8.
Нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» – нарушение законодательства о выборах в части порядка опубликования (обнародования)
материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в т.ч. в информационно-телекоммуникационных сетях общего
пользования, в т.ч. в сети Интернет – 4 нарушения, что составило 2 % от общего количества выявленных нарушений.
Реализация и защита избирательных
прав граждан РФ относится к компетенции избирательных комиссий, организующих
проведение выборов соответствующего уровня.
9.
Нарушение
требований ст. 11 Закона
о СМИ - 2 нарушения, выразившееся в
изготовлении или распространении продукции не прошедшего перерегистрацию в
установленном законом порядке средства массовой информации, что составляет 1% от общего числа выявленных
нарушений.
В целях недопущения подобных
нарушений и исполнения требований статьи 11 Закона о СМИ при смене
учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка
(языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой
информации, территории распространения продукции средства массовой информации,
доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида
периодического распространения массовой информации необходимо внести
соответствующие изменения в запись о регистрации
средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации
средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.
10.
Нарушение
ч. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – 2 нарушения, выразившееся в опубликовании в СМИ программ теле - и
(или) радиопередач без размещения знака информационной продукции. Данный вид
нарушений составляет 1% от общего
числа выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо при опубликовании программ
теле - и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции необходимо ставить знак
информационной продукции, соответствующий категории информационной продукции.
11.
Нарушение требований ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ -
злоупотребление свободой массовой информации посредством использования средств
массовой информации для распространения материалов, содержащих нецензурную
брань – 2 нарушения. Данный вид
нарушений составляет 1% от общего
числа выявленных нарушений.
В целях
предупреждения подобных нарушений необходимо
при публикации ссылок на другие информационные ресурсы, в том числе гиперссылок
на видеоролики, доступные для просмотра, проверять распространяемую информацию
на соответствие требованиям ст. 4 Закона о СМИ. В случае выявления
несоответствия редакции необходимо принимать меры для устранения нарушения.
12.
Одно нарушение ч. 2 ст. 4 Закона о СМИ -
злоупотребление свободой массовой информации посредством распространения информации
об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный
перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении
которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или
запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от
25.07.2002 №114-ФЗ, без указания на то, что соответствующее
общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность
запрещена. Данный вид нарушений составляет 0,5%
от общего числа выявленных нарушений.
В целях
предупреждения подобных нарушений необходимо
при публикации информации об общественном объединении или иной
организации обращаться к актуальному перечню
некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в
законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, по основаниям,
предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
опубликованному на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
За 4 квартал
2019 года (нарастающим итогом) проведены 6
проверок юридических лиц во взаимодействии с проверяемыми (контролируемыми)
лицами и 71 мероприятие контроля за
соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области
телевизионного вещания и радиовещания, при проведении которых не требуется
взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля
(надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.
Всего за этот период выявлено 60 нарушений в 39 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.
Также в результате непосредственного обнаружения было
выявлено 10 нарушений.
По итогам проведения Управлением
мероприятий контроля соблюдения лицензионных и обязательных требований в
отношении вещателей выявлялись нарушения:
1. Несоблюдение лицензионных требований об объёме
вещания – 11 нарушений, что
составило 15,7% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в
неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на
осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся
в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю
лицензирующим органом – Роскомнадзором.
Роскомнадзором выработан единый подход к проверке
соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой
информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана
методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на
сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/
в разделе «Рекомендации».
2. Нарушение требований ст. 27 Закона о СМИ –
нарушение порядка объявления выходных данных – 11 нарушения, что составило 15,7%
от общего числа выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание
телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз
в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или
радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен
сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или
радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями
Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала
(телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший
его орган и регистрационный номер.
3. Нарушение требований ст. 12 Федерального закона от
29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 8 нарушений требования о предоставлении
обязательного экземпляра документов, что составило 11,4% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от
29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Во Всероссийскую государственную
телевизионную и радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать
материалы организаций по производству телерадиопродукции
и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по
их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее
чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи (в том числе
вышедшие в прямом эфире):
– собственного производства;
– материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
– материалы, авторские права на которые переданы
редакции (вещателю) правообладателями.
Обязанность передавать на хранение экземпляры
продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне
зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в
эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо
материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную
ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).
4. Несоблюдение лицензионных требований о программной
направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции
вещания – 7 нарушений, что составило
10% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части направлений вещания
(учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их процентного
соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания. Указанные
требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания,
выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
5. Несоблюдение лицензионных требований о вещании
указанного в лицензии телеканала или радиоканала – 10 нарушений, что составило 10%
от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования о вещании указанного в лицензии
телеканала или радиоканала (телеканалов, радиоканалов). Указанные требования
содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной
вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
6. Невыполнение в установленный срок законного
предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор
(контроль), об устранении выявленного нарушения - 6 нарушений, что составило 8,6%
от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо исполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленные в предписании сроки.
7. Нарушение требований Федерального закона от 29.12.2010 г. №
436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
–- нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции
средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их
здоровью и (или) развитию – 6
нарушений, что составило 8,6% от
общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и приказов Минкомсвязи России от 17.08.2012 № 202 и от 27.09.2012 № 230.
8. Нарушение лицензионных требований о периодичности и
времени вещания – 5 нарушений, что
составило 7,2% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части периодичности и времени
вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление
вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
9. Неосуществление
вещания более 3 месяцев - 5 нарушений,
что составило 7,2% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо выходить в эфир в соответствии с требованиями лицензии и не приостанавливать вещание на период более 3 месяцев.
10. Нарушение лицензионных требований о территории
распространения телеканала и радиоканала – 3
нарушения, что составило 4,2% от
общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части территории вещания,
которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания,
выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
11. Непредставление или несвоевременное представление
сведений (информации), представление которых предусмотрено законом - 1 нарушение, что составило 1,4% от общего числа выявленных
нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо в установленные в предписании сроки уведомлять Роскомнадзор об устранении, выявленных нарушений повлекших выдачу предписания.
2. Привлечение к административной ответственности
В 4 квартале 2019 года (нарастающим итогом)
составлено 167 протоколов об административных правонарушениях в отношении
главных редакторов средств массовой информации, юридических и должностных лиц
вещательных организаций, выявленных в результате проведения мероприятий
контроля и при непосредственном обнаружении.
В том числе по статьям КоАП РФ:
Ст. 13.15 (ч.2) КоАП РФ – 1 протокол
Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 26 протоколов
Ст. 13.21 (ч.2.1) КоАП РФ – 3 протокола;
Ст. 13.21 (ч.3) КоАП РФ – 2 протокола;
Ст. 13.22 КоАП РФ – 29 протоколов;
Ст. 13.23 КоАП РФ – 58 протоколов;
Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 33 протокола;
Ст. 19.5 (ч.1) КоАП РФ – 10 протоколов;
Ст. 19.7 КоАП РФ – 1 протокол;
Ст. 5.5 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола.
Общая сумма наложенных штрафов 425
000 рублей: из них судами наложено 55 штрафов на сумму 425 000, Управлением штрафы
не накладывались.
Юридическим и должностным лицам
вынесено судами 25 предупреждений, объявлено 9 устных замечаний. Управлением
вынесено 25 предупреждений.