Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере персональных данных за 1 квартал 2020 года

1 . Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований

Осуществление контрольно-надзорной деятельности в 1 кв. 2020 года проводилось на основании плана деятельности Енисейского управления Роскомнадзора на 2020 год.

Предметом государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской  Федерации в области персональных данных являются: 

– деятельность оператора по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации, на предмет ее соответствия требованиям, в том числе мер, принимаемых оператором во исполнение требований;

– документы и локальные акты оператора, указанные в части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных», и принятые оператором меры, указанные в части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных»;

информационные системы персональных данных в части, касающейся обработки персональных данных субъектов персональных данных.

Енисейским управлением Роскомнадзора (далее - Управление)  по направлению деятельности государственный контроль (надзор) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской  Федерации в области персональных данных в 2020 году было запланировано к проведению 9 проверок, что на 8 % меньше, чем в 2019. Все проверки проведены. По результатам проведенных проверок выявлено 21 нарушение. Основными  нарушениями, выявляемыми в ходе мероприятий по контролю (надзору) во взаимодействии с проверяемым лицом в установленной сфере деятельности, являются следующие нарушения:

непринятие оператором необходимых и достаточных мер для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

несоблюдение оператором требований по определению места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей) и установления перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;

несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации;

несоответствие содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

представление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомления об обработке персональных данных содержащего неполные и недостоверные сведения

непредставление в уполномоченный орган сведений об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных;

несоответствие типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, требованиям законодательства в области персональных данных.

Подобные нарушения все также обусловлены несознательным отношением операторов к исполнению публично-правовых обязанностей, так как, по их мнению, невыполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и исключает наступление каких-либо материальных последствий правонарушения.

В 1 кв. 2020 г. Управлением успешно продолжил реализацию такой вид профилактических мероприятий для операторов, как ежемесячный День консультаций. В течение этого Дня все желающие получают консультации по соблюдению требований законодательства в области персональных данных и практическую помощь при заполнении уведомлений. Особое внимание ко Дню консультаций проявляют   операторы, в отношении которых запланированы надзорные мероприятия, и желающие получить консультации по соблюдению требований законодательства в области персональных данных.

В телефонном режиме и на личном приеме представители операторов получают исчерпывающие консультации  по вопросам связанным с осуществлением контроля и надзора в области персональных данных, в том числе по вопросам по ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Внеплановые проверки по направлению деятельности государственный контроль (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 1 квартале 2020 года не проводились. Проверки  индивидуальных предпринимателей в указанном периоде не были запланированы.

Также Управление в целях выявления, анализа и прогнозирования нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных без взаимодействия с операторами осуществляются мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) в области персональных данных:

- в сети Интернет;

-в местах розничной торговли в целях выявления фактов незаконной реализации на физических носителях баз данных, содержащих персональные данные граждан;

-в части оценки соответствия информации, размещаемой в общественных местах, на средствах наружной рекламы и светодиодных экранах по выявлению признаков нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В 1 квартале 2020 года Управлением было проведено согласно утвержденному плану мероприятия систематического наблюдения в области персональных данных 14 мероприятий.

Цель указанных мероприятий выявление и анализ нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам проведенных мероприятий в 1 квартале 2020 года нарушений не выявлено.

В ходе повторного мероприятия по проверке исполнения направленного в адрес Министерства труда и социальной политики Республики Тыва письма, направленного ранее в связи с выявленным нарушением   в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в 4 квартале 2019 года в адрес Управления поступил ответ, в котором сообщалось об удалении персональных данных субъектов персональных данных из  общего доступа на сайте http://mintrudtuva.ru/?p=9707 и о размещении документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных.

2. Привлечение к административной ответственности. Итоги судебно-претензионной работы

В 1 квартале 2020 года к административной ответственности по результатам проверок юридические и должностные лица не привлекались.

По ст. 19.7 КоАП РФ в 1 квартале 2020 года составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, что на 65 % меньше, чем в том же периоде 2019 года. Материалы по трем протоколам в настоящее время находятся на рассмотрении у мировых судей, по результатам рассмотрения трех дел об административных правонарушениях, лица привлечены к ответственности, назначены наказания в виде предупреждения.

Все случаи возбуждения административного производства связаны с непредставлением необходимой Управлению информации по его запросу. Как правило, это относится к запросам о предоставлении уведомления или иной информации по ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Анализ рассматриваемых случаев возбуждения административных производств продемонстрировал, что вызов на составление протокола способствует подаче Уведомлений данными Операторами.

По ст. 13.11 КоАП РФ в 1 квартале 2020 года протоколы не составлялись Вынесено 22 определения об отказе в возбуждении дела по частям ст. 13.11 КоАП РФ в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения.

По ст. 19.5 КоАП РФ в 1 квартале 2020 года протоколов об административных правонарушениях составлено не было.

В случае подтверждения фактов нарушений прав субъектов персональных данных в адрес операторов, допустивших нарушение прав субъектов персональных данных, направляется письмо, содержащее  требование об устранении допущенных нарушений. За 1 кв. 2020 г. направлено 4 указанных письма, что в 1,5 раза меньше, чем в 1 квартале 2019, все требования удовлетворены.

В 1 квартале 2019 году по результатам рассмотрения обращений граждан, Управлением был установлен факт нарушения федерального законодательства в сфере обработки персональных данных, выразившийся в размещении персональных данных гражданина на интернет – ресурсе (на отдельной странице сайта), администратором которого является оператор, зарегистрированный за пределами Российской Федерации Управлением принимаются меры согласно пунктам 3, 5 ст.23 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В отношении данного ресурса подготовлено и направлено исковое заявление в защиту прав субъекта персональных данных в Октябрьский районный суд г. Красноярска о признании информации, распространяемой интернет-ресурсом, информацией, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных. Судебное заседание по исковому заявлению Управления было назначено на январь 2020 года, по результатам рассмотрения требование Управления удовлетворено. Информация о вступлении данного решения в законную силу Управлением на данный момент не получено.

3. Рекомендации  в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства Российской  Федерации в области персональных данных Управление операторам, осуществляющим обработку персональных данных  ознакомиться с подготовленными Рекомендациями.

3.1. Рекомендации по вопросам представления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения (нарушение требований части 3 статьи 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи . 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»». Уведомление, предусмотренное частью 1 указанной  статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

В случае изменения сведений, указанных в части 3 статьи  22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

В целях разъяснения порядка направления операторами, осуществляющими обработку персональных данных, сведений об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных, об изменении ранее представленных сведений, о прекращении обработки персональных данных  подготовлены Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) . Размещены  на официальном сайте Енисейского управления Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Деятельность управления>Персональные данные > Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) >) https://24.rkn.gov.ru/directions/p5987/p4245/

На  Портале персональных данных, (www.pd.rkn.gov.ru) (Главная страница > Реестр операторов> Документы) размещены примеры  заполнения: информационного письма,  уведомления, а также заявления о внесении в реестр операторов сведений о прекращении оператором обработки персональных данных и  заявления о предоставлении выписки из реестра операторов.

Сами формы доступны для заполнения на сайте Енисейского управления Роскомнадзора (www.24.rkn.gov.ru) в разделе «Электронные формы заявлений».

3.2.Рекомендации по вопросам не опубликования оператором документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также необеспечение возможности доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (нарушение требований части 2 статьи 18.1 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» размещены  на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Персональные данные > Рекомендации по составлению политики обработки персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/

3.3. Рекомендации по вопросам обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением обязательных требований, предъявляемых  законодательством  Российской Федерации в области персональных данных к осуществлению деятельности операторов

В соответствии с   ч.1 ст.6 Федерального закона  обработка персональных данных субъектов персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом. Пунктами 1-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона определены случаи, когда допускается обработка персональных данных.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных доступен на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница>Профилактика нарушений обязательных требований>Перечень в сфере защиты прав субъектов персональных данных>Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/p582/p585/p863/