Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания за 1 квартал 2020 года.

1. Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований. Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

За 1 квартал 2020 года проведено 56 мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.

 

Всего за рассматриваемый период выявлено 30 нарушений в 24 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.

 

По итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения обязательных требований в отношении средств массовой информации (далее – СМИ)  наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:

 

1.                Нарушение ст. 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ) - невыход средства массовой информации в свет более одного года – 12 нарушений, что составляет 40% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 11 Закона о СМИ учредителям средств массовой информации требуется своевременно в течение месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности СМИ уведомить об этом регистрирующий орган.

 

2.                Нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 5 нарушений требований о предоставлении обязательного экземпляра документов, что составило 16,7% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо доставлять обязательный бесплатный экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода в свет первой партии тиража в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», а также обязательные экземпляры в электронной форме в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Российскую государственную библиотеку. По одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража необходимо доставлять в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

 

3.                Нарушение требований ст. 11 Закона о СМИ – 5 нарушений, что составило 16,7% от общего количества нарушений. Из них:

3 факта распространения СМИ, в запись о регистрации которых не внесены изменения, касающиеся уточнения тематики, изменения языка распространения.

 2 факта неуведомления или несвоевременного уведомления об изменении периодичности выпуска средства массовой информации.

В целях недопущения нарушений указанной статьи учредителю при изменении тематики СМИ, территории распространения, изменении языка распространения необходимо вносить соответствующие изменения в запись о регистрации СМИ.

 Также необходимо уведомлять регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

изменении местонахождения (адреса) учредителя и (или) редакции;

– изменении периодичности выпуска СМИ;

– изменении максимального объема СМИ.

Учредитель представляет уведомление в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.

 

4.                Нарушение требований ст. 20 Закона о СМИ – выявлено 4 нарушения:

– 4 факта представления в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, в неполном объеме или искаженном виде. В уставах редакций отсутствовали следующие положения: обязанности учредителя, права главного редактора, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, юридические последствия смены учредителя, состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы.

Данный вид нарушений составляет 13,3% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 20 Закона о СМИ требуется включать в устав редакции все определённые статьёй положения, а также направлять копию устава редакции в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ.

 

5.                Нарушение требований ст. 4 Закона о СМИ – 3 нарушения, что составило 10% от общего количества нарушений.

Во избежание подобных нарушений редакции СМИ должны неукоснительно соблюдать требования ст. 4 Закона о СМИ.

 

6.                Нарушение требований главы 3 Федерального закона от 29.12.2010 г.              № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – 1 нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, что составляет 3,3% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» редакциям средств массовой информации необходимо указывать знак информационной продукции.

 

В 1 квартале 2020 года было проведено 23 мероприятия контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области телевизионного вещания и радиовещания, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами. Проверки юридических лиц во взаимодействии с проверяемым (контролируемым) лицом в 1 квартале 2020 года не проводились.

Всего за этот период выявлено 35 нарушений в 16 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.

По итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения лицензионных и обязательных требований в отношении вещателей наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:

 

1.                Несоблюдение объёмов вещания – 9 нарушений, что составило 25,7% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

Роскомнадзором выработан единый подход к проверке соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/ в разделе «Рекомендации».

 

2.                Несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции вещания – 6 нарушений, что составило 17,1% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части направлений вещания (учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их процентного соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания. Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

3. Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов – 5 нарушений, что составило 14,1% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

Во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.

Передаче подлежат программы и передачи (в том числе вышедшие в прямом эфире):

- собственного производства;

- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);

- материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.

Обязанность передавать на хранение экземпляры продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.

Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно.

Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).

 

4. Несоблюдение лицензионных требований о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала – 3 нарушения, что составило 8,5% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала (телеканалов, радиоканалов). Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

5. Нарушение периодичности и времени вещания – 2 нарушения, что составило 5,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части периодичности и времени вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

6.                Нарушение порядка объявления выходных данных – 2 нарушения, что составило 5,8% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений  в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала (телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший его орган и регистрационный номер государственной регистрации.

 

7.                Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию – 2 нарушения, что составило 5,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и приказов Минкомсвязи России от 17.08.2012 № 202 и от 27.09.2012 № 230.

 

8.                Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении выявленного нарушения – 2 нарушения, что составило 5,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо исполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленные в предписании сроки.

 

9.                Несоблюдение требования об обеспечении доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации – 2 нарушения, что составило 5,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю телеканала необходимо обеспечить доступность для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5% объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).

 

10. Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака – 1 нарушение, что составило 2,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо:

-                     не допускать демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях;

-                     не допускать демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (кроме случаев, когда это является неотъемлемой частью художественного замысла);

-                     во всех аудиовизуальных произведениях, созданных до 01.06.2014, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения.                           

 

11. Нарушение территории распространения телеканала и радиоканала – 1 нарушение, что составило 2,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части территории вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

2. Привлечение к административной ответственности

 В 1 квартале 2020 года составлено 49 протоколов об административных правонарушениях в отношении главных редакторов средств массовой информации, юридических и должностных лиц вещательных организаций, выявленных в результате проведения мероприятий контроля и при непосредственном обнаружении.

В том числе по статьям КоАП РФ:

 

Ст. 13.21 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола;

Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 4 протокола;

Ст. 13.21 (ч.3) КоАП РФ – 4 протокола;

Ст. 13.22 КоАП РФ – 4 протокола;

Ст. 13.23 КоАП РФ – 11 протоколов;

Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 15 протоколов;

Ст. 14.3.1 (ч. 5) КоАП РФ – 2 протокола;

Ст. 19.5 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола;

Ст. 19.7 КоАП РФ – 1 протокол.

При составлении протоколов об административных правонарушениях в ряде случаев возникает трудности с установлением данных о должностном лице, совершившим административное правонарушение (дата, место рождения, адрес проживания). В связи с чем возникают сложности с уведомлением указанных лиц о вызове на составление протокола об административном правонарушении.

В 1 квартале 2020 года судами рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения 10 дел судами наложены штрафы на сумму 55000 рублей. Юридическим и должностным лицам вынесено 2 предупреждения.

Управлением рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях. По всем делам виновные лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.

Судами прекращено 2 дела об административных правонарушениях по ст. 13.23 КоАП РФ в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности. 

Так, в период с 13.01.2020 по 31.01.2020 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «ТРК «Сибирь». 31.01.2020 выявлено административное правонарушение, совершенное 05.12.2019. В связи с чем 19.02.2020 материалы дела переданы на рассмотрение мировому судье. 16.03.2020 мировым судьей вынесены постановления о прекращении производства по делу.

Сложности правоприменения обусловлены весьма короткими сроками давности привлечения к административной ответственности, присущие отдельным составам КоАП РФ.  

Таким образом, работа по делам об административных правонарушения ведётся в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.