Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных
мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
телевизионного вещания и радиовещания за 1 квартал 2020 года.
1. Статистика количества проведенных
контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения
обязательных требований. Рекомендации в отношении мер, которые должны
приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений
За
1 квартал 2020 года проведено 56
мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о
средствах массовой информации, при проведении которых не требуется
взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля
(надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.
Всего
за рассматриваемый период выявлено 30
нарушений в 24 мероприятиях из
общего количества проведённых мероприятий по контролю.
По
итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения обязательных
требований в отношении средств массовой информации (далее – СМИ) наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:
1.
Нарушение ст. 15 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ)
- невыход средства массовой информации в свет более одного года – 12 нарушений, что составляет 40% от
общего числа выявленных нарушений.
В
целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 11 Закона о
СМИ учредителям средств массовой информации требуется своевременно в течение
месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности СМИ уведомить об этом
регистрирующий орган.
2.
Нарушение требований ст. 7 Федерального закона
от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 5 нарушений требований о предоставлении
обязательного экземпляра документов, что составило 16,7% от общего числа выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений
необходимо доставлять обязательный бесплатный экземпляр периодического
печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода
в свет первой партии тиража в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС)», а также обязательные экземпляры в электронной форме в ФГУП
«Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Российскую
государственную библиотеку. По одному обязательному федеральному экземпляру
всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража
необходимо доставлять в Федеральное агентство по печати и массовым
коммуникациям.
3.
Нарушение требований ст. 11 Закона о
СМИ – 5 нарушений, что составило 16,7% от общего количества нарушений.
Из них:
– 3 факта распространения
СМИ, в запись о регистрации которых не внесены изменения, касающиеся уточнения
тематики, изменения языка распространения.
– 2 факта неуведомления
или несвоевременного уведомления об изменении периодичности выпуска средства
массовой информации.
В целях недопущения нарушений указанной статьи учредителю при
изменении тематики СМИ, территории распространения, изменении языка
распространения необходимо вносить соответствующие изменения в запись о
регистрации СМИ.
Также необходимо уведомлять регистрирующий орган о произошедших
изменениях, в частности, при:
– изменении местонахождения (адреса) учредителя
и (или) редакции;
– изменении периодичности выпуска СМИ;
– изменении максимального объема СМИ.
Учредитель представляет уведомление в письменной форме в течение
одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.
4.
Нарушение требований ст. 20 Закона о СМИ –
выявлено 4 нарушения:
– 4 факта представления в государственный
орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых
предусмотрено законом, в неполном объеме или искаженном виде. В уставах
редакций отсутствовали следующие положения: обязанности учредителя, права
главного редактора, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников
редакции, порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной
коллегии, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ,
юридические последствия смены учредителя, состава соучредителей, прекращения
деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее
организационно-правовой формы.
Данный
вид нарушений составляет 13,3% от
общего числа выявленных нарушений.
В
целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 20 Закона о
СМИ требуется включать в устав редакции все определённые статьёй положения, а
также направлять копию устава редакции в
регистрирующий орган не позднее трех
месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ.
5.
Нарушение требований ст. 4 Закона о СМИ – 3 нарушения, что составило 10% от общего количества нарушений.
Во
избежание подобных нарушений редакции СМИ должны неукоснительно соблюдать
требования ст. 4 Закона о СМИ.
6.
Нарушение требований
главы 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – 1 нарушение установленного порядка распространения среди детей
продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред
их здоровью и (или) развитию, что
составляет 3,3% от общего числа
выявленных нарушений.
В
целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» редакциям средств массовой информации
необходимо указывать знак информационной продукции.
В 1 квартале 2020 года было проведено 23 мероприятия контроля за соблюдением
лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области телевизионного
вещания и радиовещания, при проведении которых не требуется взаимодействие
уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми
(контролируемыми) лицами. Проверки
юридических лиц во взаимодействии с проверяемым (контролируемым) лицом в 1
квартале 2020 года не проводились.
Всего за этот период выявлено
35 нарушений в 16 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по
контролю.
По итогам проведения Управлением мероприятий контроля
соблюдения лицензионных и обязательных требований в отношении вещателей
наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:
1.
Несоблюдение
объёмов вещания – 9 нарушений, что
составило 25,7% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в
неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на
осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся
в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю
лицензирующим органом – Роскомнадзором.
Роскомнадзором выработан единый подход к проверке
соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой
информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана
методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на сайте
Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/ в
разделе «Рекомендации».
2.
Несоблюдение
программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной
концепции вещания – 6 нарушений, что
составило 17,1% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части направлений вещания
(учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их процентного
соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания. Указанные
требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания,
выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
3. Нарушение требований о предоставлении обязательного
экземпляра документов – 5 нарушений,
что составило 14,1% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от
29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Во Всероссийскую государственную телевизионную и
радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать материалы
организаций по производству телерадиопродукции и
телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их
заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем
через месяц со дня их выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи (в том числе
вышедшие в прямом эфире):
- собственного производства;
- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
- материалы, авторские права на которые переданы
редакции (вещателю) правообладателями.
Обязанность передавать на хранение экземпляры
продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне
зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в
эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо
материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную
ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).
4. Несоблюдение лицензионных требований о вещании
указанного в лицензии телеканала или радиоканала – 3 нарушения, что составило 8,5%
от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования о вещании указанного в лицензии
телеканала или радиоканала (телеканалов, радиоканалов). Указанные требования
содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной
вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
5. Нарушение периодичности и времени вещания – 2 нарушения, что составило 5,8% от общего числа выявленных нарушений
в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части периодичности и времени
вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление
вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
6.
Нарушение
порядка объявления выходных данных – 2
нарушения, что составило 5,8% от
общего числа выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание
телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз
в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или
радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен
сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или
радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями
Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала
(телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший
его орган и регистрационный номер государственной регистрации.
7.
Нарушение
установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой
информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или)
развитию – 2 нарушения, что
составило 5,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию" и приказов Минкомсвязи России от
17.08.2012 № 202 и от 27.09.2012 № 230.
8.
Невыполнение
в установленный срок законного предписания органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении выявленного
нарушения – 2 нарушения, что
составило 5,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо исполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленные в предписании сроки.
9.
Несоблюдение
требования об обеспечении доступности для инвалидов по слуху продукции средства
массовой информации – 2 нарушения,
что составило 5,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений
вещателю телеканала необходимо обеспечить доступность для инвалидов по слуху
продукции средства массовой информации в объеме не менее 5% объема вещания в
неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной
записи).
10. Неисполнение обязанности трансляции социальной
рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных
произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных
программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса
потребления табака – 1 нарушение,
что составило 2,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо:
-
не допускать
демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных
и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях;
-
не допускать
демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных
и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (кроме случаев,
когда это является неотъемлемой частью художественного замысла);
-
во всех
аудиовизуальных произведениях, созданных до 01.06.2014, в которых
осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака,
обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака
непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения.
11. Нарушение территории распространения телеканала и
радиоканала – 1 нарушение, что
составило 2,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части территории вещания,
которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания,
выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
2. Привлечение к административной ответственности
В 1 квартале 2020 года составлено 49 протоколов
об административных правонарушениях в отношении главных редакторов средств
массовой информации, юридических и должностных лиц вещательных организаций,
выявленных в результате проведения мероприятий контроля и при непосредственном
обнаружении.
В том числе по статьям КоАП РФ:
Ст. 13.21 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 13.21 (ч.3) КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 13.22 КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 13.23 КоАП РФ – 11 протоколов;
Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 15 протоколов;
Ст. 14.3.1 (ч. 5) КоАП РФ – 2 протокола;
Ст. 19.5 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 19.7 КоАП РФ – 1 протокол.
При составлении протоколов об
административных правонарушениях в ряде случаев возникает трудности с
установлением данных о должностном лице, совершившим административное
правонарушение (дата, место рождения, адрес проживания). В связи с чем
возникают сложности с уведомлением указанных лиц о вызове на составление
протокола об административном правонарушении.
В 1 квартале 2020 года судами
рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях. По результатам
рассмотрения 10 дел судами наложены штрафы на сумму 55000 рублей. Юридическим и
должностным лицам вынесено 2 предупреждения.
Управлением рассмотрено 7 дел об
административных правонарушениях. По всем делам виновные лица привлечены к
административной ответственности в виде предупреждения.
Судами прекращено 2 дела об
административных правонарушениях по ст. 13.23 КоАП РФ в связи с истечением
сроков привлечения к административной ответственности.
Так, в период с 13.01.2020 по
31.01.2020 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «ТРК
«Сибирь». 31.01.2020 выявлено административное правонарушение, совершенное
05.12.2019. В связи с чем 19.02.2020 материалы дела переданы на рассмотрение
мировому судье. 16.03.2020 мировым судьей вынесены постановления о прекращении
производства по делу.
Сложности правоприменения
обусловлены весьма короткими сроками давности привлечения к административной
ответственности, присущие отдельным составам КоАП РФ.
Таким образом, работа по делам об
административных правонарушения ведётся в соответствии с нормами Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.