Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере персональных данных за 2 квартал 2020 года (нарастающим итогом)

1 . Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований

 

Во 2 квартале 2020 года были запланированы к проведению 5 плановых проверок в сфере персональных данных. Но в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации, вызванной распространением вируса COVID-19, во исполнение указа Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», указа Главы Республики Тыва от 30.03.2020 №70 «О введении режима полной самоизоляции граждан на территории Республики Тыва», постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 №102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее – Нормативные акты по нераспространению COVID-19) Енисейским управлением Роскомнадзора все проверки отменены.

Внеплановые проверки по направлению деятельности государственный контроль (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных во 2 квартале 2020 года не проводились.

Таким образом, по истечению первого полугодия Управлением проведено 9 проверок. По результатам проведенных проверок выявлено 21 нарушение, что на 5 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Основными  нарушениями, выявляемыми в ходе мероприятий по контролю (надзору) во взаимодействии с проверяемым лицом в установленной сфере деятельности, являются следующие нарушения:

непринятие оператором необходимых и достаточных мер для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

несоблюдение оператором требований по определению места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей) и установления перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;

несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации;

несоответствие содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

представление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомления об обработке персональных данных содержащего неполные и недостоверные сведения

непредставление в уполномоченный орган сведений об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных;

несоответствие типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, требованиям законодательства в области персональных данных.

Подобные нарушения все также обусловлены несознательным отношением операторов к исполнению публично-правовых обязанностей, так как, по их мнению, невыполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и исключает наступление каких-либо материальных последствий правонарушения.

Представители операторов получали исчерпывающие консультации по вопросам связанным с осуществлением контроля и надзора в области персональных данных, в том числе по вопросам ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации, вызванной распространением вируса COVID-19 с марта месяца консультации переведены в телефонный  режим.

Также Управление в целях выявления, анализа и прогнозирования нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных без взаимодействия с операторами осуществляются мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) в области персональных данных:

- в сети Интернет;

-в местах розничной торговли в целях выявления фактов незаконной реализации на физических носителях баз данных, содержащих персональные данные граждан;

-в части оценки соответствия информации, размещаемой в общественных местах, на средствах наружной рекламы и светодиодных экранах по выявлению признаков нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Во 2 квартале 2020 года Управлением было проведено согласно утвержденному плану мероприятия систематического наблюдения в области персональных данных 14 мероприятий. Таким образом, по истечении первого полугодия Управлением проведено 28 мероприятий.

Цель указанных мероприятий выявление и анализ нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

По результатам проведенных мероприятий во 2 квартале 2020 года нарушений не выявлено.

2. Привлечение к административной ответственности. Итоги судебно-претензионной работы

 

По ст. 19.7 КоАП РФ во 2 квартале 2020 года составлено 4 протокола. Материалы по всем протоколам были направлены мировым судьям. По результатам рассмотрения двух дел об административных правонарушениях, лица привлечены к ответственности, назначены наказания в виде предупреждения. По одному из дел прекращено производство по причине внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Материалы по одному протоколу в настоящее время находятся на рассмотрении у мирового судьи.

Таким образом, за первое полугодие было составлено 10 протоколов об административных правонарушениях, что на 77 % меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Материалы по трем протоколам находятся на рассмотрении у мировых судей.

Как правило, составление протоколов по ст. 19.7 связано с непредставлением или несвоевременным предоставлением информации по запросам о предоставлении уведомления или иной информации по ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

По ст. 13.11 КоАП РФ во 2 квартале 2020 протоколы не составлялись Вынесено 35 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по частям ст. 13.11 КоАП РФ в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения.

Таким образом, за первое полугодие было вынесено 58 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по частям ст. 13.11 КоАП РФ в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения, а также истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В случае подтверждения фактов нарушений прав субъектов персональных данных в адрес операторов, допустивших такие нарушения Управлением  направляется письмо, содержащее  требование об устранении допущенных нарушений. Подобные письма также направляются в адрес операторов и в тех случаях, когда они самостоятельно в ходе рассмотрения Управлением  обращений граждан с жалобами на их действия, устраняют допущенные нарушения (например, после получения запроса Управления о предоставлении необходимой информации по обращению). Но, оценив обстоятельства, изложенные в обращении, суть нарушения, возможные последствия в случае возможного продолжения его совершения, а также круг лиц, чьи права могли быть нарушены оператором в этом случае, Управление, как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных,   по итогу рассмотрения обращения, принимая во внимание самостоятельное устранение оператором нарушения, тем не менее принимает в отношении него меры реагирования, в соответствии с установленной компетенцией.

За 2 кв. 2020 г. направлено 7 указанных писем, 5 требований из которых удовлетворены, 2 находятся на исполнении. Таким образом, за первое полугодие было вынесено 15 требований, 13 из которых удовлетворены.

Во 2 квартале 2020 года исковые заявления в защиту прав субъекта персональных данных не направлялись, в первом полугодии 2020 года по результатам рассмотрения одного искового заявление в защиту прав субъекта персональных данных, поданного в Октябрьский районный суд г. Красноярска, о признании информации, распространяемой интернет-ресурсом, информацией, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных, требование удовлетворено судом.

3. Рекомендации  в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства Российской  Федерации в области персональных данных Управление операторам, осуществляющим обработку персональных данных  ознакомиться с подготовленными Рекомендациями.

3.1. Рекомендации по вопросам представления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения (нарушение требований части 3 статьи 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи . 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»». Уведомление, предусмотренное частью 1 указанной  статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

В случае изменения сведений, указанных в части 3 статьи  22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

В целях разъяснения порядка направления операторами, осуществляющими обработку персональных данных, сведений об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных, об изменении ранее представленных сведений, о прекращении обработки персональных данных  подготовлены Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) . Размещены  на официальном сайте Енисейского управления Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Деятельность управления>Персональные данные > Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) >) https://24.rkn.gov.ru/directions/p5987/p4245/

На  Портале персональных данных, (www.pd.rkn.gov.ru) (Главная страница > Реестр операторов> Документы) размещены примеры  заполнения: информационного письма,  уведомления, а также заявления о внесении в реестр операторов сведений о прекращении оператором обработки персональных данных и  заявления о предоставлении выписки из реестра операторов.

Сами формы доступны для заполнения на сайте Енисейского управления Роскомнадзора (www.24.rkn.gov.ru) в разделе «Электронные формы заявлений».

3.2.Рекомендации по вопросам не опубликования оператором документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также необеспечение возможности доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (нарушение требований части 2 статьи 18.1 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» размещены  на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Персональные данные > Рекомендации по составлению политики обработки персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/

3.3. Рекомендации по вопросам обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением обязательных требований, предъявляемых  законодательством  Российской Федерации в области персональных данных к осуществлению деятельности операторов

В соответствии с   ч.1 ст.6 Федерального закона  обработка персональных данных субъектов персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом. Пунктами 1-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона определены случаи, когда допускается обработка персональных данных.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных доступен на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница>Профилактика нарушений обязательных требований>Перечень в сфере защиты прав субъектов персональных данных>Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/p582/p585/p863/