Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных
мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
телевизионного вещания и радиовещания за 2 квартал 2020 года (нарастающим
итогом)
1. Статистика количества проведенных
контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения
обязательных требований. Рекомендации в отношении мер, которые должны
приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений
В 1 полугодии 2020 года было проведено 67 мероприятий
по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой
информации, в том числе 11 мероприятий во 2
квартале 2020 года, при
проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление
государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми)
лицами.
Всего
за рассматриваемый период выявлено 40
нарушений в 32 мероприятиях из
общего количества проведённых мероприятий по контролю. Во 2 квартале 2020 года
выявлено 10 нарушений в 8 мероприятиях из общего количества
проведённых мероприятий по контролю.
По
итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения обязательных
требований в отношении средств массовой информации (далее – СМИ) наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:
1.
Нарушение ст. 15 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ)
- невыход средства массовой информации в свет более одного года – 13 нарушений (1 нарушение во 2 квартале 2020 года), что составляет 32,5% от
общего числа выявленных нарушений.
В
целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 11 Закона о
СМИ учредителям средств массовой информации требуется своевременно в течение
месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности СМИ уведомить об этом
регистрирующий орган.
2.
Нарушение требований ст. 4 Закона о СМИ – 10 нарушений (7 нарушений во 2 квартале 2020 года), что составило 25% от общего количества нарушений. Из них:
- 4 факта изготовления или распространения продукции средства массовой
информации, содержащей нецензурную брань;
- 6 фактов злоупотребления
свободой массовой информации посредством незаконного распространения информации
о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия),
или нарушения предусмотренных федеральными законами требований к
распространению такой информации.
Во
избежание подобных нарушений редакции СМИ должны неукоснительно соблюдать
требования ст. 4 Закона о СМИ.
3.
Нарушение требований ст. 20 Закона о СМИ –
выявлено 6 нарушений (2 нарушения во 2 квартале 2020 года):
– 5 фактов представления в государственный
орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых
предусмотрено законом, в неполном объеме или искаженном виде. В уставах
редакций отсутствовали следующие положения: обязанности учредителя, права главного
редактора, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции,
порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии,
основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, юридические
последствия смены учредителя, состава соучредителей, прекращения деятельности
СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее
организационно-правовой формы.
- 1 факт нарушения
порядка утверждения и изменения устава редакции или заменяющего его договора.
Данный
вид нарушений составляет 15% от
общего числа выявленных нарушений.
В
целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 20 Закона о
СМИ требуется включать в устав редакции все определённые статьёй положения, а
также направлять копию устава редакции в
регистрирующий орган не позднее трех
месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ.
4.
Нарушение требований ст. 7 Федерального закона
от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 5 нарушений требований о предоставлении
обязательного экземпляра документов (0
нарушений во 2 квартале 2020 года), что составило 12,5% от общего числа выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений
необходимо доставлять обязательный бесплатный экземпляр периодического
печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода
в свет первой партии тиража в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС)», а также обязательные экземпляры в электронной форме в ФГУП
«Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Российскую
государственную библиотеку. По одному обязательному федеральному экземпляру
всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража
необходимо доставлять в Федеральное агентство по печати и массовым
коммуникациям.
5.
Нарушение требований ст. 11 Закона о
СМИ – 5 нарушений (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что составило 12,5% от общего количества нарушений. Из них:
– 3 факта распространения
СМИ, в запись о регистрации которых не внесены изменения, касающиеся уточнения
тематики, изменения языка распространения.
– 2 факта неуведомления
или несвоевременного уведомления об изменении периодичности выпуска средства
массовой информации.
В целях недопущения нарушений указанной статьи учредителю при
изменении тематики СМИ, территории распространения, изменении языка
распространения необходимо вносить соответствующие изменения в запись о
регистрации СМИ.
Также необходимо уведомлять регистрирующий орган о произошедших
изменениях, в частности, при:
– изменении местонахождения (адреса) учредителя и (или) редакции;
– изменении периодичности выпуска СМИ;
– изменении максимального объема СМИ.
Учредитель представляет уведомление в письменной форме в течение
одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.
6.
Нарушение требований главы 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – 1 нарушение (0 нарушений
во 2 квартале 2020 года) установленного порядка распространения среди детей
продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред
их здоровью и (или) развитию, что
составляет 2,5% от общего числа
выявленных нарушений.
В
целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» редакциям средств массовой
информации необходимо указывать знак информационной продукции.
В 1 полугодии 2020 года было проведено 25 мероприятий контроля
за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в
области телевизионного вещания и радиовещания, в том числе 2 мероприятия во 2
квартале 2020 года, при проведении которых не требуется взаимодействие
уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с
проверяемыми (контролируемыми) лицами. Проверки
юридических лиц во взаимодействии с проверяемым (контролируемым) лицом в 1
полугодии 2020 года не проводились.
Всего за этот период выявлено
36 нарушений в 17 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по
контролю. Во 2 квартале 2020 года выявлено 1
нарушение в 1 мероприятии из общего количества
проведённых мероприятий по контролю.
По итогам проведения Управлением мероприятий контроля
соблюдения лицензионных и обязательных требований в отношении вещателей
наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:
1.
Несоблюдение
объёмов вещания – 9 нарушений (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 25% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в
неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на
осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся
в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю
лицензирующим органом – Роскомнадзором.
Роскомнадзором выработан единый подход к проверке
соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой
информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана
методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на
сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/
в разделе «Рекомендации».
2.
Несоблюдение
программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной
концепции вещания – 6 нарушений (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 16,6% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части направлений вещания
(учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их процентного
соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания. Указанные
требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания,
выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
3. Нарушение требований о предоставлении обязательного
экземпляра документов – 5 нарушений (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 13,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от
29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Во Всероссийскую государственную
телевизионную и радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать
материалы организаций по производству телерадиопродукции
и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по
их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее
чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи (в том числе
вышедшие в прямом эфире):
- собственного производства;
- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
- материалы, авторские права на которые переданы
редакции (вещателю) правообладателями.
Обязанность передавать на хранение экземпляры
продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне
зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в
эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо
материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную
ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).
4. Несоблюдение лицензионных требований о вещании
указанного в лицензии телеканала или радиоканала – 3 нарушения (0
нарушений во 2 квартале 2020 года), что составило 8,3%
от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования о вещании указанного в лицензии
телеканала или радиоканала (телеканалов, радиоканалов). Указанные требования
содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной
вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
5. Невыполнение в установленный срок
законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль), об устранении выявленного нарушения – 3 нарушения (1 нарушение во 2 квартале
2020 года), что
составило 8,3% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо исполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленные в предписании сроки.
6. Нарушение периодичности и времени вещания – 2 нарушения (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 5,6% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части периодичности и времени
вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление
вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
7. Нарушение порядка объявления
выходных данных – 2 нарушения (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 5,6% от общего числа
выявленных нарушений.
В целях недопущения подобных нарушений в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание
телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз
в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или
радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен
сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или
радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями
Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала
(телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший
его орган и регистрационный номер государственной регистрации.
8.
Нарушение
установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой
информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или)
развитию – 2 нарушения (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 5,6% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию" и приказов Минкомсвязи России от
17.08.2012 № 202 и от 27.09.2012 № 230.
9.
Несоблюдение
требования об обеспечении доступности для инвалидов по слуху продукции средства
массовой информации – 2 нарушения (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 5,6% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений
вещателю телеканала необходимо обеспечить доступность для инвалидов по слуху
продукции средства массовой информации в объеме не менее 5% объема вещания в
неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной
записи).
10. Неисполнение обязанности трансляции социальной
рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных
произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео-
и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных
изделий или процесса потребления табака – 1
нарушение (0
нарушений во 2 квартале 2020 года), что составило 2,8%
от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо:
-
не допускать
демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных
и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях;
-
не допускать
демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных
и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (кроме случаев,
когда это является неотъемлемой частью художественного замысла);
-
во всех
аудиовизуальных произведениях, созданных до 01.06.2014, в которых осуществляется
демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, обеспечить
трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед
началом или во время демонстрации такого произведения.
11. Нарушение территории распространения телеканала и
радиоканала – 1 нарушение (0 нарушений во 2 квартале
2020 года), что
составило 2,8% от общего числа
выявленных нарушений в этой сфере.
В целях недопущения подобных нарушений вещателю
необходимо соблюдать лицензионные требования в части территории вещания,
которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания,
выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.
2.
Привлечение к административной ответственности
В 1 полугодии 2020 года составлено 63 протокола об административных
правонарушениях в отношении главных редакторов средств массовой информации,
юридических и должностных лиц вещательных организаций, выявленных в результате
проведения мероприятий контроля и при непосредственном обнаружении, в том числе
во 2 квартале 2020 года – 14
протоколов.
В том числе по статьям КоАП РФ:
Ст. 13.15 (ч.2) КоАП РФ – 2 (2) протокола;
Ст. 13.21 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 6 (2) протоколов;
Ст. 13.21 (ч.3) КоАП РФ – 6 (2) протоколов;
Ст. 13.22 КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 13.23 КоАП РФ – 14 (3) протоколов;
Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 20 (5) протоколов;
Ст. 14.3.1 (ч.5) КоАП РФ – 2 протокола;
Ст. 19.5 (ч.1) КоАП РФ – 4 протокола;
Ст. 19.7 КоАП РФ – 1 протокол.
Судами рассмотрено 43 дела об административных
правонарушениях. Наложено 34 штрафа на общую сумму 203 000 рублей. Прекращено
10 дел об административных правонарушениях, в том числе объявлено 1 устное
замечание. Юридическим и должностным лицам вынесено судами 9 предупреждений.
Управлением вынесено 8 предупреждений. Прекращено 5
дел об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности
привлечения к административной ответственности. Управлением штрафы не
накладывались.