Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере персональных данных за 1 квартал 2021 года

 

1 . Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований

Осуществление контрольно-надзорной деятельности в 1 кв. 2021 года проводилось на основании плана деятельности Енисейского управления Роскомнадзора на 2021 год.

Предметом государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской  Федерации в области персональных данных являются: 

– деятельность оператора по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации, на предмет ее соответствия требованиям, в том числе мер, принимаемых оператором во исполнение требований;

– документы и локальные акты оператора, указанные в части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных», и принятые оператором меры, указанные в части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных»;

- информационные системы персональных данных в части, касающейся обработки персональных данных субъектов персональных данных.

Енисейским управлением Роскомнадзора (далее - Управление) по направлению деятельности государственный контроль (надзор) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской  Федерации в области персональных данных в 1 квартале 2021 года было запланировано к проведению 8 проверок, что на 11 % меньше, чем в 1 квартале 2020 года. Все проверки проведены. По результатам проведенных проверок выявлено 9 нарушений, что на 57% меньше, чем за соответствующий период 1 квартала 2020. Основными  нарушениями, выявляемыми в ходе мероприятий по контролю (надзору) во взаимодействии с проверяемым лицом в установленной сфере деятельности, являются следующие нарушения:

- представление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомления об обработке персональных данных содержащего неполные и недостоверные сведения.

- несоблюдение оператором требований по определению места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей) и установления перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;

- непринятие оператором мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Выявляемые нарушения связаны с незнанием операторами  возложенных на них обязанностей Федеральным  законом  от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее Федеральный закон, Закон о персональных данных).

В 1 кв. 2021 г. Управление  в качестве профилактической меры продолжило проведение ежемесячных Дней  консультаций. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой основная часть консультаций проводится в телефонном режиме. Но особое внимание  ко Дню консультаций проявляют  операторы, в отношении которых запланированы надзорные мероприятия, так как могут получить консультации по соблюдению требований законодательства в области персональных данных. При посещении  Управления  все желающие могут получить практическую помощь при заполнении уведомлений либо информационных писем.

В телефонном режиме и на личном приеме представители операторов получают исчерпывающие консультации по вопросам, связанным с осуществлением контроля и надзора в области персональных данных, в том числе по вопросам по ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Внеплановые проверки по направлению деятельности государственный контроль (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 1 квартале 2021 года не проводились. Проверки  индивидуальных предпринимателей в указанном периоде не были запланированы.

Также Управление в целях выявления, анализа и прогнозирования нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных без взаимодействия с операторами осуществляются мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) в области персональных данных:

- в сети Интернет;

-в местах розничной торговли в целях выявления фактов незаконной реализации на физических носителях баз данных, содержащих персональные данные граждан;

В 1 квартале 2021 года Управлением было проведено согласно утвержденному плану мероприятия систематического наблюдения в области персональных данных 14 мероприятий.

Цель указанных мероприятий выявление и анализ нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. По результатам анализа в дальнейшем принимается решение о включении злостных нарушителей в План проверок, осуществляемых во взаимодействии с операторами.

По результатам проведенных мероприятий в 1 квартале 2021 года выявлены признаки нарушения п. 2 Перечня мер направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральных законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, Операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 211 (далее по тексту – Перечень мер).

На сайте Оператора, являющимся государственным органом, отсутствуют документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных. Указанные документы подлежат опубликованию на официальном сайте государственного или муниципального органа в течение 10 дней после их утверждения.

Оператору направлено соответствующее письмо о представлении сведений по исполнению п.2 Перечня мер.

Также проводились   на предмет выявления постов, публикаций, содержащих файлы с персональными данными  лиц, заболевших коронавирусной инфекцией, либо находящихся на карантине. И мероприятия мониторинга в сети «Интернет» интернет-ресурсов, посредством которых осуществляется распространение персональных данных владельцев оружия, частных охранников, а также записей об учете оружия и сопутствующей информации.

По результатам проведения данных мероприятий нарушений не установлено.

 

2. Привлечение к административной ответственности. Итоги судебно-претензионной работы

 

В 1 квартале 2021 году к административной ответственности по результатам проверок юридические и должностные лица не привлекались.

По ст. 19.7 КоАП РФ в 1 квартале 2021 года составлено 4 протокола об административных правонарушениях, что на 33 % меньше, чем в 1 квартале 2020 года. Материалы по трём протоколам в настоящее время находятся на рассмотрении у мировых судей, по одному протоколу мировым судьей юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Все случаи возбуждения административного производства связаны с непредставлением необходимой Управлению информации по его запросу. Два случая связаны  с запросами о предоставлении уведомления или иной информации по ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», два случая касаются непредставления  необходимой Управлению информации по его запросу в рамках рассмотрения обращений граждан.

При рассмотрении обращения  гражданина вынесено 1 определение об отказе в возбуждении дела по ст. 19.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

По ст. 13.11 КоАП РФ в 1 квартале 2021 года протоколы не составлялись Вынесено 50 определений об отказе в возбуждении дела по частям 1-9 ст. 13.11 КоАП РФ.

По ст. 19.5 КоАП РФ в 1 квартале 2021 года протоколов об административных правонарушениях составлено не было.

В случае подтверждения фактов нарушения прав субъектов персональных данных, в адрес операторов, допустивших нарушение прав субъектов персональных данных, направляется требование об устранении допущенных нарушений. За 1 кв. 2021 г. направлено 3 требования, что на 25% меньше, чем в 1 квартале 2020, все требования удовлетворены.

Исковые заявления в защиту прав субъектов персональных данных в 1 квартале 2021 года не подавались.

 

3. Рекомендации  в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства Российской  Федерации в области персональных данных Управление операторам, осуществляющим обработку персональных данных  ознакомиться с подготовленными Рекомендациями.

3.1. Рекомендации по вопросам представления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения (нарушение требований части 3 статьи 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи . 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»». Уведомление, предусмотренное частью 1 указанной  статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

В случае изменения сведений, указанных в части 3 статьи  22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

В целях разъяснения порядка направления операторами, осуществляющими обработку персональных данных, сведений об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных, об изменении ранее представленных сведений, о прекращении обработки персональных данных  подготовлены Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) . Размещены  на официальном сайте Енисейского управления Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Деятельность управления>Персональные данные > Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) >) https://24.rkn.gov.ru/directions/p5987/p4245/

На  Портале персональных данных, (www.pd.rkn.gov.ru) (Главная страница > Реестр операторов> Документы) размещены примеры  заполнения: информационного письма,  уведомления, а также заявления о внесении в реестр операторов сведений о прекращении оператором обработки персональных данных и  заявления о предоставлении выписки из реестра операторов.

Сами формы доступны для заполнения на сайте Енисейского управления Роскомнадзора (www.24.rkn.gov.ru) в разделе «Электронные формы заявлений».

3.2.Рекомендации по вопросам не опубликования оператором документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также необеспечение возможности доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (нарушение требований части 2 статьи 18.1 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

А Оператор, являющийся государственным или муниципальным органом, документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных обязан их опубликовать на официальном сайте государственного или муниципального органа в течение 10 дней после их утверждения.

 

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» размещены  на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Персональные данные > Рекомендации по составлению политики обработки персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/

3.3. Рекомендации по вопросам обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением обязательных требований, предъявляемых  законодательством  Российской Федерации в области персональных данных к осуществлению деятельности операторов

В соответствии с   ч.1 ст.6 Федерального закона  обработка персональных данных субъектов персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом. Пунктами 1-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона определены случаи, когда допускается обработка персональных данных.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных доступен на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница>Профилактика нарушений обязательных требований>Перечень в сфере защиты прав субъектов персональных данных>Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/p582/p585/p863/