Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания за 1 квартал 2021 года.

 

1. Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований. Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

 

За 1 квартал 2021 года проведено 58 мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.

Всего за рассматриваемый период выявлено 58 нарушений в 37 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.

По итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения обязательных требований в отношении средств массовой информации (далее – СМИ)  наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:

 

1.                Нарушение требований ст. 20 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (далее – Закон о СМИ)  – выявлено 21 нарушение:

– 14 фактов представления в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, в неполном объеме или искаженном виде. В уставах редакций отсутствовали следующие положения: обязанности редакции, права и обязанности главного редактора, полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, порядок назначения (избрания) редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией, порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

– 6 фактов нарушения порядка утверждения и изменения устава редакции или заменяющего его договора. Уставы редакций приняты не на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, на титульных листах отсутствуют ссылки на протоколы собраний коллективов журналистов – штатных сотрудников редакции, которыми приняты уставы, копии протоколов в ЕИС Роскомнадзора отсутствуют;

 – 1 факт ненаправления устава редакции или заменяющего его договора в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.

Данный вид нарушений составляет 36,2% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 20 Закона о СМИ требуется включать в устав редакции все определённые статьёй положения, а также направлять копию устава редакции в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ.

 

2.                Нарушение ст. 15 Закона о СМИ (невыход средства массовой информации в свет более одного года) – 16 нарушений, что составляет 27,6% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований статьи 15 Закона о СМИ учредителям средств массовой информации требуется своевременно в течение месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности СМИ уведомить об этом регистрирующий орган.

 

3.                Нарушение требований ст. 11 Закона о СМИ – 8 нарушений, что составило 13,8% от общего количества нарушений. Из них:

4 факта распространения СМИ, в запись о регистрации которых не внесены изменения, касающиеся уточнения тематики;

4 факта неуведомления или несвоевременного уведомления об изменении периодичности выпуска СМИ, адреса редакции.

В целях недопущения нарушений указанной статьи учредителю при изменении тематики СМИ, территории распространения, изменении языка распространения необходимо вносить соответствующие изменения в запись о регистрации СМИ.

 Также необходимо уведомлять регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

изменении местонахождения (адреса) учредителя и (или) редакции;

– изменении периодичности выпуска СМИ;

– изменении максимального объема СМИ.

Учредитель представляет уведомление в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.

 

4.                Нарушение ст. 4 Закона о СМИ (злоупотребление свободой массовой информации) – 6 нарушений:

1 факт использования СМИ для распространения материалов, содержащих нецензурную брань;

5 фактов распространения информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Данный вид нарушений составляет 10,4% от общего числа выявленных нарушений.

Во избежание подобных нарушений редакции СМИ должны неукоснительно соблюдать требования ст. 4 Закона о СМИ.

 

5.                Нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» – 5 нарушений требований о предоставлении обязательного экземпляра документов, что составило 8,6% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо доставлять обязательный бесплатный экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода в свет первой партии тиража в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», а также обязательные экземпляры в электронной форме в ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Российскую государственную библиотеку. По одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража необходимо доставлять в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Материалы телерадиоканалов и телерадиопрограмм необходимо направлять в ФГУП «ВГТРК» «Гостелерадиофонд» в течение месяца со дня их выхода в эфир.

 

6.                Нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – 1 нарушение (опубликование в СМИ программы телепередач без размещения знака информационной продукции), что составляет 1,7% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений и исполнения требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» редакциям средств массовой информации необходимо указывать знак информационной продукции.

 

7.                Нарушение ст. 27 Закона о СМИ (нарушение порядка объявления выходных данных в выпуске СМИ) – 1 нарушение, что составило 1,7% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений  в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: наименование (название) издания, учредитель (соучредители), фамилия, инициалы главного редактора, порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи, тираж, цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно», адреса редакции, издателя, типографии, знак информационной, зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер.

В выходных данных зарегистрированного СМИ, участником (учредителем) которого является российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, должно содержаться указание на то, что такое СМИ создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

 

В 1 квартале 2021 года было проведено 19 мероприятий контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области телевизионного вещания и радиовещания, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами. Проверки юридических лиц во взаимодействии с проверяемым (контролируемым) лицом в 1 квартале 2021 года не проводились.

Всего за этот период выявлено 23 нарушения в 12 мероприятиях из общего количества проведённых мероприятий по контролю.

По итогам проведения Управлением мероприятий контроля соблюдения лицензионных и обязательных требований в отношении вещателей наиболее часто выявляемыми нарушениями стали:

 

1.                Несоблюдение объёмов вещания – 6 нарушений, что составило 26,1% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части общего объема вещания в неделю и соотношения вещания продукции СМИ, включенные в лицензию на осуществление вещания, к общему объему вещания. Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

Роскомнадзором выработан единый подход к проверке соблюдения вещателями требований об объёме вещания средства массовой информации, указанного в лицензии на осуществление вещания, разработана методика подсчёта объёма вещания телеканалов (радиоканалов), размещенная на сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/mass-communications/p840/p842/ в разделе «Рекомендации».

 

2.                Несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции вещания – 6 нарушений, что составило 26,1% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части направлений вещания (учитывая краткую характеристику направлений вещания) и их процентного соотношения, включенные в лицензию на осуществление вещания. Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

3. Нарушение периодичности и времени вещания – 5 нарушений, что составило 21,8% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования в части периодичности и времени вещания, которые содержатся в приложении № 2 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

4. Нарушение порядка объявления выходных данных – 2 нарушения, что составило 8,7% от общего числа выявленных нарушений.

В целях недопущения подобных нарушений  в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона № 436-ФЗ. В выходных данных телеканала, радиоканала (телепрограммы, радиопрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший его орган и регистрационный номер государственной регистрации.

 

5. Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию – 2 нарушения, что составило 8,7% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и приказов Минкомсвязи России от 17.08.2012 № 202 и от 27.09.2012 № 230.

 

6. Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов – 1 нарушение, что составило 4,3% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать требования части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

Во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) необходимо передавать материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.

Передаче подлежат программы и передачи (в том числе вышедшие в прямом эфире):

- собственного производства;

- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);

- материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.

Обязанность передавать на хранение экземпляры продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.

Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно.

Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).

 

7. Несоблюдение лицензионных требований о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала – 1 нарушение, что составило 4,3% от общего числа выявленных нарушений в этой сфере.

В целях недопущения подобных нарушений вещателю необходимо соблюдать лицензионные требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала (телеканалов, радиоканалов). Указанные требования содержатся в приложении № 1 к лицензии на осуществление вещания, выданной вещателю лицензирующим органом – Роскомнадзором.

 

2. Привлечение к административной ответственности

 В 1 квартале 2021 года составлено 75 протоколов об административных правонарушениях в отношении главных редакторов средств массовой информации, юридических и должностных лиц вещательных организаций, выявленных в результате проведения мероприятий контроля и при непосредственном обнаружении.

В том числе по статьям КоАП РФ:

Ст. 13.15 (ч.2) КоАП РФ – 10 протоколов;

Ст. 13.15 (ч.3) КоАП РФ – 1 протокол;

Ст. 13.21 (ч.1) КоАП РФ – 5 протоколов;

Ст. 13.21 (ч.2) КоАП РФ – 14 протоколов;

Ст. 13.21 (ч.2.1) КоАП РФ – 2 протокола;

Ст. 13.21 (ч.3) КоАП РФ – 2 протокола;

Ст. 13.22 КоАП РФ – 12 протоколов;

Ст. 13.23 КоАП РФ – 9 протоколов;

Ст. 14.1 (ч.3) КоАП РФ – 18 протоколов;

Ст. 14.3.1 (ч. 5) КоАП РФ – 2 протокола.

Судами наложено 8 штрафов на сумму 111 000 рублей, Управлением штрафы не налагались. 

Юридическим и должностным лицам вынесено судами 8 предупреждений. Управлением вынесено 9 предупреждений.

В 1 квартале 2021 года судами прекращено 4 дела об административных правонарушениях. Из них 2 дела прекращены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявлено устное замечание. Два дела прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Управлением постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях не выносились.