Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере персональных данных за 3 квартал 2021 года (нарастающим итогом)

1 . Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований

Осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере персональных данных в 3 квартале 2021 года проводилось в соответствии с утвержденным планом деятельности Енисейского управления Роскомнадзора (далее – Управление) на 2021 год.

В 3 квартале 2021 года проверки в сфере персональных данных запланированы не были.

По истечению 9 месяцев 2021 года Управлением проведено 19 проверок. По результатам проведенных проверок выявлено 19 нарушений, что на 15 % меньше, чем за соответствующий период прошлого года.

Основными  нарушениями, выявляемыми в ходе мероприятий по контролю (надзору) во взаимодействии с проверяемым лицом в установленной сфере деятельности, являются нарушения, связанные с представление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомления об обработке персональных данных содержащего неполные и недостоверные сведения либо непредставление в уполномоченный орган сведений об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных, что является нарушением требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Имеют место также нарушения, связанные с:

несоблюдением оператором требований по определению места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей) и по установлению перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;

несоблюдением оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации о факте такой обработки.

Подобные нарушения обусловлены тем, что операторы, обладая знаниями норм действующего законодательства в области персональных данных не всегда надлежащим образом исполняют установленные обязательные требования.

В качестве профилактической меры Управление продолжило проведение ежемесячных Дней  консультаций, но в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой основная часть указанных мероприятий проводилась в телефонном режиме. Тем не менее операторы, обратившиеся в Управление за получением консультаций и в дистанционном формате получали исчерпывающую информацию, а также в большинстве случаев получили практическую помощь при заполнении уведомлений либо информационных писем, путем обмена сведениями с сотрудниками Управления посредством электронной почты после телефонной консультации.

Внеплановые проверки в рамках государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных в 3 квартале 2021 года не проводились.

 

Также Управлением в целях выявления, анализа и прогнозирования нарушений операторами, осуществляющими обработку персональных данных, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных без взаимодействия с операторами осуществляются мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) в области персональных данных:

- в сети Интернет;

-в местах розничной торговли в целях выявления фактов незаконной реализации на физических носителях баз данных, содержащих персональные данные граждан;

- в мобильных приложениях.

В 3 квартале 2021 года Управлением были проведены согласно утвержденному плану 50 мероприятий систематического наблюдения в области персональных данных, по истечению 9 месяцев 2021 года Управлением проведено 78 мероприятий. По результатам проведенных мероприятий в 3 квартале 2021 года нарушений не выявлено.

 

Также проводились мероприятия систематического наблюдения в области персональных данных в сети Интернет на предмет выявления:

- постов, публикаций, содержащих файлы с персональными данными  лиц, заболевших коронавирусной инфекцией, либо находящихся на карантине;

- интернет-ресурсов, посредством которых осуществляется распространение персональных данных владельцев оружия, частных охранников, а также записей об учете оружия и сопутствующей информации;

-  (в преддверии «Единого дня голосования 19 сентября 2021 года на территории Российской Федерации») тематических интернет-сайтов, осуществляющих сбор и дальнейшее использование персональных данных волонтеров в рамках формирования кандидатами на выборные должности волонтерского корпуса.

По результатам проведения данных мероприятий нарушений не установлено.

 2. Привлечение к административной ответственности. Итоги судебно-претензионной работы

В случае непредставления или несвоевременного предоставления информации по запросам о подаче уведомления или иной информации по ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также в случае непредставления или несвоевременного предоставления ответов по запросам Управления в рамках рассмотрения обращений Управлением в отношении виновных лиц составляются  протоколы по ст. 19.7 КоАП РФ. За 9 месяцев 2021 г. было составлено 45 протоколов по ст. 19.7 КоАП РФ, что на 58 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По ст. 19.7 КоАП РФ в 3 квартале 2021 года составлено 18 протоколов об административных правонарушениях, что на 44 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Материалы по всем протоколам были направлены на рассмотрение мировым судьям. По результатам рассмотрения 2 дел об административных правонарушениях виновные  лица привлечены к ответственности, назначены наказания в виде предупреждения. 16 протоколов, составленных в третьем квартале 2021 года, находятся на рассмотрении у мировых судей.

По ст. 13.11 КоАП РФ в 3 квартале 2021 года вынесено 58 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения, что на 47 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, за 9 месяцев 2021 года было вынесено 373 определения об отказе в возбуждении дела по ст. 13.11 КоАП РФ в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения, а также в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, что на 77 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В течение 9 месяцев 2021 года необходимости в составлении протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не возникало.

 

При рассмотрении обращений граждан, в соответствии с установленной компетенцией, при подтверждении фактов нарушения прав субъектов персональных данных в адрес операторов, допустивших такие нарушения Управлением  направляется письмо, содержащее  требование об устранении допущенных нарушений.

За 3 кв. 2021 г. направлено 5 писем, содержащих требования об устранении допущенных нарушений. Одним оператором приняты соответствующие меры и устранены допущенные нарушения, остальные письма находятся на исполнении.    При рассмотрении двух обращений в адрес социальной сети ВКонтакте было направлено 2 письма об оказании содействия в удалении персональных данных, администрацией социальной сети содействие Управлению  было оказано, персональные данные субъектов, обрабатываемые без правовых оснований удалены.  

За 9 месяцев 2021 года исковые заявления в защиту прав субъекта персональных данных не направлялись в виду отсутствия оснований.

3. Рекомендации  в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства Российской  Федерации в области персональных данных операторам, осуществляющим обработку персональных данных Управление рекомендует  ознакомиться с подготовленными Рекомендациями.

3.1. Рекомендации по вопросам представления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения (нарушение требований части 3 статьи 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи . 22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»». Уведомление, предусмотренное частью 1 указанной  статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

В случае изменения сведений, указанных в части 3 статьи  22 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

В целях разъяснения порядка направления операторами, осуществляющими обработку персональных данных, сведений об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных, об изменении ранее представленных сведений, о прекращении обработки персональных данных  подготовлены Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) . Размещены  на официальном сайте Енисейского управления Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Деятельность управления>Персональные данные > Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения (утв. Приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94) >) https://24.rkn.gov.ru/directions/p5987/p4245/

На  Портале персональных данных, (www.pd.rkn.gov.ru) (Главная страница > Реестр операторов> Документы) размещены примеры  заполнения: информационного письма,  уведомления, а также заявления о внесении в реестр операторов сведений о прекращении оператором обработки персональных данных и  заявления о предоставлении выписки из реестра операторов.

Сами формы доступны для заполнения на сайте Енисейского управления Роскомнадзора (www.24.rkn.gov.ru) в разделе «Электронные формы заявлений».

3.2.Рекомендации по вопросам не опубликования оператором документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также необеспечение возможности доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (нарушение требований части 2 статьи 18.1 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»»).

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

А Оператор, являющийся государственным или муниципальным органом, документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных обязан их опубликовать на официальном сайте государственного или муниципального органа в течение 10 дней после их утверждения.

Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» размещены  на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Персональные данные > Рекомендации по составлению политики обработки персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/personal-data/p908/

3.3. Рекомендации по вопросам обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением обязательных требований, предъявляемых  законодательством  Российской Федерации в области персональных данных к осуществлению деятельности операторов

В соответствии с  ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных субъектов персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил предусмотренных указаным Федеральным законом. Случаи, когда допускается обработка персональных данных определены пунктами 1-11 ч. 1 ст. 6 указанного выше Федерального закона.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных доступен на официальном сайте Роскомнадзора по адресу (Главная страница>Профилактика нарушений обязательных требований>Перечень в сфере защиты прав субъектов персональных данных>Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных>)

https://rkn.gov.ru/p582/p585/p863/