Обобщение результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий в сфере связи за 4 квартал 2021 года (нарастающим итогом)

 

1. Статистика количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий и наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований

 

Осуществление контрольно-надзорной деятельности проводится на основании плана деятельности Енисейского управления Роскомнадзора.

Планирование контрольно-надзорной деятельности на 2021 год осуществлялось в соответствии с указаниями центрального аппарата Роскомнадзора о применении риск-ориентированного подхода, предусмотренного статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были согласованы с органами прокуратуры.

За 2021 год  Енисейским управлением Роскомнадзора (далее - Управление)  по направлению деятельности контроль и надзор в сфере связи  проведены  9  плановых проверок, из них  4 проверки – в 4 квартале; 1 запланированная  в 1 квартале проверка в отношении оператора связи была отменена в связи с прекращением его деятельности и аннулированием действия лицензии на оказание услуг связи.

Анализ эффективности показывает, что план проведения плановых проверок и план деятельности Управления за весь 2021 год, в части мероприятий, запланированных на отчетный период, выполнены (необоснованных отмен проверок не было).

В 2021 году в соответствии с законодательством Российской Федерации по направлению деятельности контроль и надзор в сфере связи Управлением проведены 5 внеплановых проверок.

За 2021 год  Управлением в сфере связи проведено 28 плановых мероприятий систематического наблюдения (в 4 квартале – 7 мероприятий). Внеплановых мероприятий систематического наблюдения в 2021 году проведено – 3 (в 4 квартале – 2 мероприятия). За 4 квартал 2021 года Управлением при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере связи, в том числе с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля, выявлены многочисленные нарушения пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств.

Енисейским управлением Роскомнадзора при исполнении полномочий в сфере связи за 2021 год выявлено 1506  нарушений (в том числе в  4 квартале – 478 нарушений), из них:

- 650 случаев  использования радиочастотного спектра без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, что составляет 43,2% от общего числа выявленных нарушений;

- 675 случаев  использования радиоэлектронных средств без регистрации радиоэлектронного средства, что составляет 44,8% от общего числа выявленных нарушений;

- 181 случай иных нарушений в сфере связи, суммарная доля которых составляет 12,0% от общего числа выявленных нарушений. Под иными случаями нарушений следует понимать:

- использование радиочастотного спектра с нарушением условий, установленных при присвоении радиочастот или радиочастотных каналов;

- осуществление  установки радиоэлектронного средства вне места, указанного при регистрации радиоэлектронного средства;

- нарушение лицензионных условий;

- нарушение правил оказания услуг связи;

непредоставление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания;

- несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки;       

- несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

 

Часто встречающимся случаем нарушений (типовым нарушением) принято считать то нарушение, доля которого относительно общего количества выявленных нарушений в отчетном периоде составила 20% и выше в каждой сфере контроля.

Наибольшее количество выявленных в отчётном периоде нарушений приходится на нарушения требований к использованию радиочастотного спектра, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения, в том числе совершаемых повторно. Наиболее часто встречающимися нарушениями обязательных требований в сфере связи, выявленных должностными лицами Управления, являются:

- нарушение требований пункта 4 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539, пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ);

- нарушение требований части 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 13.4 КоАП РФ, частью 3 статьи 13.4 КоАП РФ).

 Анализ причин и условий, способствовавших совершению типовых (наиболее часто встречающихся) нарушений, свидетельствует о том, что основная их часть вызвана несоблюдением действующего законодательства в установленной сфере физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также ненадлежащим исполнением служебных обязанностей должностными лицами юридических лиц.

Так, наибольшее количество выявленных в отчётном периоде нарушений приходится на нарушения требований к использованию радиочастотного спектра, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения.

 

2. Привлечение к административной ответственности

По факту выявленных нарушений Енисейским управлением Роскомнадзора за 2021 год  при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере связи составлено 1764 протокола об административных правонарушениях (в том числе в 4 квартале 2021 года составлено 584 протокола), из них по сообщениям (данным), полученным в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля, составлено 1572  протокола  об административных правонарушениях (в том числе в 4 квартале 2021 года - 492 протокола) в отношении физических, юридических и должностных лиц.

Всего за 2021 год Управлением по статьям КоАП РФ составлено:

статья 13.29 – 5 протоколов;

статья 13.30 – 1 протокол;

статья 13.34 – 4 протокола;

статья 13.38 – 12 протоколов;

статья 13.4 часть 1 – 2 протокола;

статья 13.4 часть 2 – 750 протоколов;

статья 13.4 часть 3 – 820 протоколов;

статья 13.5 часть 2 – 1 протокол;

статья 14.1 часть 3 – 148 протоколов;

статья 15.27 часть 1 – 3  протокола;

статья 17.7 – 1 протокол;

статья 19.20 часть 2 – 2 протокола;

статья 20.25 часть 1 – 14 протоколов;

статья 6.17 часть 2 – 1 протокол.

 

 

Общая сумма наложенных штрафов  в  2021 году составила   5 339 450  рублей  (в том числе: Управлением – 3 171 450 рублей, судами    2 228 000  рублей).

3. Рекомендации  в отношении мер, которые должны приниматься объектами надзора в целях недопущения таких нарушений

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства в сфере связи Управление рекомендует юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам ознакомиться с подготовленными Рекомендациями и требованиями законодательства, которые регламентируют порядок предоставления услуг связи, получения разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра, радиоэлектронных средств, а также строго придерживаться условий, установленных при присвоении радиочастот или радиочастотных каналов.

 

1). Рекомендации по вопросам законности использования радиочастотного спектра (нарушение требований части 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Рекомендации по получению разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов (далее – РИЧ), продлению срока действия РИЧ, переоформлению РИЧ, внесению изменений в РИЧ, прекращению РИЧ подробно освещены на  официальном интернет-портале Роскомнадзора по адресу: http://rkn.gov.ru (раздел «Связь», вкладка «Разрешительная деятельность области связи»).

Формы заявлений и порядок присвоения радиочастот или радиочастотных каналов приведены на официальном интернет-портале Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Связь> Разрешительная деятельность в сфере связи> Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов):

https://rkn.gov.ru/communication/licensing-activity/

 

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ  «О связи» (далее - Закон «О связи») право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала заключается в выдаче разрешения в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием параметров использования радиоэлектронных(ого) средств(а), целей и условий такого использования.

Предоставление государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения для заявителей осуществляется на безвозмездной основе.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона «О связи» присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),  на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости).

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или меньший заявленный срок, но в пределах срока действия соответствующих Решений о выделении полос радиочастот, принимаемых  Государственной комиссией по радиочастотам (далее Решений ГКРЧ).

Согласно пункту 5 статьи 24 Закона «О связи» порядок проведения экспертизы электромагнитной совместимости, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, а также переоформления таких решений или внесения в них изменений, установлен в Решении ГКРЧ при Минкомсвязи России от 07.11.2016 № 16-39-01.

До подачи заявления в Роскомнадзор о  присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (выдача разрешения осуществляется в письменной форме), необходимо получить в ФГУП «Главный радиочастотный центр» (далее ФГУП «ГРЧЦ») Заключение экспертизы о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС.

Формы заявлений и порядок представления материалов для получения заключения экспертизы электромагнитной совместимости приведены на официальном интернет-портале ФГУП «ГРЧЦ» по адресам:

https://grfc.ru/grfc/services/application-form/

https://grfc.ru/grfc/services/procedure/procedure-for-submission-of-materials/

Экспертиза электромагнитной совместимости проводится на платной основе.

Определение состава услуги по проведению экспертизы электромагнитной совместимости и размера платы за её оказание осуществляется в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 26.12.2011 № 355 «Об утверждении методики определения размера платы за оказание платной услуги по экспертизе возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами».

 

Согласно пункту 14 статьи 24 Закона «О связи» при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования, решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника реорганизованного юридического лица.

При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника или правопреемников реорганизованного юридического лица с учетом разделительного баланса.

Согласно пункту 15 статьи 24 Закона «О связи», в случае реорганизации юридического лица его правопреемник обязан подать в течение сорока пяти дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц заявление о переоформлении:

решения о выделении полос радиочастот в государственную комиссию по радиочастотам;

разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в федеральный орган исполнительной власти в области связи.

К заявлению необходимо прилагать документы, подтверждающие факт правопреемства, а также может прилагаться выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки.

 

 

2). Рекомендации по вопросам регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (нарушение требований пункта 4 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539, пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Рекомендации по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - РЭС и ВЧУ), по выдаче выписки из реестра зарегистрированных РЭС и ВЧУ, перерегистрации РЭС и ВЧУ, по прекращению действия  регистрации РЭС и ВЧУ и прекращению действия выписки из реестра зарегистрированных РЭС и ВЧУ,  подробно освещены на официальном интернет-портале Роскомнадзора по адресу: http://24.rkn.gov.ru (раздел «Государственные услуги», вкладка «Регистрация РЭС и ВЧУ»).

 

Формы заявлений о регистрации и порядок представления материалов приведены:

- на официальном интернет-портале Енисейского управления Роскомнадзора по адресу (Главная страница> Деятельность управления> Государственные услуги> Регистрация РЭС и ВЧУ):

https://24.rkn.gov.ru/directions/sitemap1327/p3121/

- на Портале государственных услуг Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по адресу:

https://www.gosuslugi.ru/structure/10000017282

 

Согласно пункту 5 статьи 22 Закона «О связи» средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.

Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и Порядок их регистрации определен в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2004 № 539 «О Порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (с 01.03.2022 вступает в силу новый порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1800). Согласно данному Постановлению регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов.

Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Роскомнадзора, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства, подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления.

Радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство считается зарегистрированным при условии наличия записи о нем в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, срок действия которой не истек. Срок действия записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств устанавливается в соответствии со сроком действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов), если такое разрешение требуется, и не должен превышать срок действия решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, являющихся основанием для регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. По окончании регистрации заявителю выдается Выписка из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Предоставление государственной услуги по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств для заявителей осуществляется на безвозмездной основе.

Требование об обязательной государственной регистрации не распространятся на радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, указанные в списке «Изъятия из перечня радиоэлектронных средств и  высокочастотных устройств подлежащих регистрации», приведенном в приложении к Постановлению Правительства РФ от 12.10.2004 № 539.

 

 

3). Рекомендации по вопросам использования радиочастотного спектра с нарушением условий, установленных при присвоении радиочастот или радиочастотных каналов (нарушение требований части 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»)

Для того, чтобы место установки РЭС, их географические координаты соответствовали условиям использования радиочастот, установленным в РИЧ, необходимо разместить РЭС таким образом, чтобы:

- для РЭС цифрового телевизионного вещания – места установки РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 10 угловых секунд;

- для РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до единицы угловой минуты, - места установки РЭС не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 1 угловой минуты;

- для РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до 30 угловых секунд, - места установки РЭС не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 30 угловых секунд;

- для остальных РЭС - места установки РЭС не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 10 угловых секунд.

Для того, чтобы высота подвеса антенны РЭС от уровня земли соответствовала условиям использования радиочастот, установленным РИЧ, необходимо разместить РЭС таким образом, чтобы:

- для РЭС цифрового и аналогового телевизионного вещания – высота подвеса антенны РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличалась от значений, указанных в РИЧ на величину более:

± 2 метра для высот подвеса антенн до 40 метров,

± 3 метра для высот подвеса антенн от 40 до 120 метров,

± 4 метра для высот подвеса антенн свыше 120 метров, если иной допуск явно не указан в РИЧ;

- для РЭС базовых станции (далее – БС) сетей подвижной радиотелефонной связи всех стандартов, сетей фиксированной связи абонентского радиодоступа стандартов IEEE 802.11 и IEEE 802.16, сетей фиксированной службы (CDMA, DECT, УТК), РЭС радиорелейных станций, РЭС земных станций спутниковой службы, БС сухопутной подвижной службы (технологические сети) – высота подвеса антенны РЭС  не отличалась от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± 2 метра, если иной допуск явно не указан в РИЧ;

- для остальных РЭС - высота подвеса антенны РЭС не отличалась от значений, указанных в РИЧ, на величину более ± единицы последней значимой цифры, указанной в РИЧ, если иной допуск явно не указан в РИЧ.

 

4). Рекомендации по выполнению требований Норм на параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения (нарушение требований части 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»)

Параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения должны соответствовать Нормам на параметры излучений, перечень которых приведен на  официальном интернет-портале Роскомнадзора по адресу:

https://rkn.gov.ru/docs/Prilozhenie_1_16112017.docx

Нормы на параметры излучений утверждаются решениями ГКРЧ и должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиочастотный спектр на территории Российской Федерации.

Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра при применении РЭС, должны осуществлять контроль параметров излучений и приема этих РЭС с периодичностью, указанной в эксплуатационной документации на данные РЭС.

Контроль параметров излучений и приема РЭС гражданского назначения на территории Российской Федерации должен осуществляться только с использованием средств измерений, включенных в Государственный реестр средств измерений, в соответствии:

- с методиками измерений, приведенными в Нормах на параметры излучений РЭС;

- с методиками измерений, приведенными в эксплуатационной документации на средства измерения, включенные в Государственный реестр средств измерений;

- с методиками измерений параметров излучений РЭС, утвержденными установленным в Российской Федерации порядком.

 

5). Рекомендации по порядку предоставления информации о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по запросу Минцифры России (нарушение требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»)

Рекомендации по порядку предоставления информации о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по запросу Минцифры России освещены в пункте 3 Приказа Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258 «Об утверждении требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 3266-р государственные функции и полномочия Федерального агентства связи (Россвязь) переданы Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России).

Операторы связи один раз в год, не позднее 1 марта, представляют по запросу Минцифры России информацию о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года в соответствии с Приложением № 1 к Приказу. В Приложении № 1 определен способ предоставления операторами связи запрашиваемой информации в Минцифры России, а также перечень сведений, которые должны быть включены в состав предоставляемой информации:

- о сети и услугах связи, о технологических возможностях сети связи;

- о перспективах развития сети связи на текущий год (с указанием сведений о планируемых оператором связи работах по реконструкции и развитию сети связи);

- о средствах связи и линиях связи, используемых в сети связи.

 

 

6). Рекомендации по порядку представления в адрес Минцифры России сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи (нарушение требований пункта 1 приказа Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41, лицензионных требований лицензии на оказание услуг связи)

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ    «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень лицензионных требований обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, вносимый в соответствующие лицензии на осуществление деятельности в области связи, приведен в постановлении Правительства РФ от 13.12.2020 № 2385. Одним из обязательных требований при осуществлении лицензионной деятельности в области оказания услуг связи является требование о представлении сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 3266-р государственные функции и полномочия Федерального агентства связи (Россвязь) переданы Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России).

Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 утвержден Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее – Порядок). В пунктах 1 и 2 Порядка, установлено, что лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Минцифры России сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведений) по форме, приведенной в приложении № 1.

Требование о предоставлении Сведений в Минцифры России, установленные в пункте 1 Приказа, распространяется на всех лицензиатов имеющих лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования.

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей. Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

 

 

7). Рекомендации по осуществлению уплаты обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в срок, установленный пунктом 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003  № 126-ФЗ «О связи» (не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы).

         В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи») в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.

         Согласно статье 60 Закона «О связи», источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно.

         В силу требований пункта 5 статьи 60 Закона «О связи», операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Обращения операторов связи, связанные с перечислением обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания с 16.02.2021 принимаются на почтовый адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Справки по заполнению документов можно получить по телефону: +7 (495) 771-81-00.

В целях обеспечения непрерывности осуществления передаваемых функций согласно пункту 6 «Положения о регулировании некоторых вопросов, связанных с упразднением федеральных органов исполнительной власти и принятием решений о передаче отдельных государственных функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти», утвержденного Указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2021 г. № 71, форма, содержание заявлений, инструкции и рекомендации по их заполнению не изменяются.

Порядок действий и реквизиты для перечисления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания опубликованы на официальном интернет-портале Минцифры России по адресу: https://digital.gov.ru/ru/events/40566/

Согласно статьи 68 Закона «О связи», лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области связи, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

 

 

8). Рекомендации по соблюдению требований Правил оказания услуг почтовой связи, Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (нарушения требований пунктов 2, 3, 4, 6 приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257, подпунктов «а», «б», «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи)

Обязательные требования в сфере почтовой связи установлены приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257.

С целью соблюдения требований законодательства в сфере почтовой связи и недопущению правонарушений, рекомендуем:

- на регулярной основе проводить соответствующие профилактические и контрольные мероприятия, а также разъяснительную работу в подчиненных структурных подразделениях;

- при проведении обучающих мероприятий действующих сотрудников, а также при подготовке и обучении сотрудников, принимаемых на работу, уделять особое внимание изучению Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257), обязательных требований, установленных пунктами 5, 6, 7, 8, подпунктами «а», «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи (утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234), соблюдению лицензионных требований на оказание услуг почтовой связи.

 

 

9). Рекомендации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих публичный доступ к Wi-Fi сетям (ответственность предусмотрена частью 2 статьи 6.17 КоАП РФ)

При организации доступа в сеть "Интернет" по технологии Wi-Fi в местах осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем своей деятельности необходимо ограничить доступ к информации, которая может причинить вред здоровью и (или) развитию детей.

Перечень информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, содержится в статье 5 Федерального закона от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона лицо, организующее доступ к сети "Интернет" в местах доступных для детей, обязано обеспечить доступ к информации в сети "Интернет" при условии применения мер и средств, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Обязанность по ограничению к такой информации возлагается непосредственно на организатора такого доступа, при этом в качестве организатора такого доступа рассматривается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые непосредственно организовали точку доступа по технологии Wi-Fi.

Административная ответственность за непринятие лицом, организующим доступ к информации распространяемой посредством в сети "Интернет", соответствующих мер предусмотрена частью 2 статьей 6.17 КоАП РФ. Размер штрафа для индивидуальных предпринимателей достигает до десяти тысяч рублей, для юридических лиц до пятидесяти тысяч рублей.

При организации доступа к сети "Интернет" по технологии Wi-Fi в местах доступных для детей необходимо учитывать следующее:

1. Производить идентификацию лица, которому предоставляется доступ, например, по номеру телефона;

2. Исключить возможность доступа к сайтам, на которых расположена или может быть расположена информация порнографического содержания, экстремистской направленности, связанная с распространением наркотиков и подобных веществ, алкогольной продукции, табачных изделий, способная вызвать у детей желание принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Указанный перечень информации не является исчерпывающим, но позволяет понять, к какой информации доступ должен быть ограничен. Полный перечень информации содержится в статьей 5 Федерального закона.

3. Информировать посетителей организации, что на территории деятельности организации доступ в "Интернет" предоставляется с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации. Такое информирование возможно как непосредственно при доступе посетителя организации через сеть Wi-Fi, так и в виде информационных указателей рядом с логотипом Wi-Fi на входе или территории организации.

 

10). Рекомендации по вопросам ограничения доступа к запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации (ответственность предусмотрена статьей 13.34 КоАП РФ)

На основании пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В целях ограничения доступа к запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, создана единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – ЕАИС «Единый реестр»).

Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", в ЕАИС «Единый реестр» обновляется ежечасно.

Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169 утверждён Порядок получения доступа к содержащейся в ЕАИС «Единый реестр» информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

         Приказом Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249 утверждены Требования к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, а также требования размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам.

С более подробной информацией можно ознакомится на  официальном интернет-портале Роскомнадзора по адресу: https://eais.rkn.gov.ru/tooperators/

Обращаем внимание, что за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен, предусмотрена административная ответственность статьей 13.34 КоАП РФ. Размер штрафа на юридических лиц составляет от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

11). Рекомендации по вопросам заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (ответственность предусмотрена статьей 13.29 и статьей 13.30 КоАП РФ)

 

На основании пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи или лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи.

Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность, подтверждаемых одним из следующих способов:

- предоставление документа, удостоверяющего личность;

- использование единой системы идентификации и аутентификации;

- использование усиленной квалифицированной электронной подписи;

- использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте либо сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

За невыполнение лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений, либо непредставление или несвоевременное представление оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, либо несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по статье 13.30 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи. За неисполнение данных обязательных требований установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 13.29 КоАП РФ.